Панорама дня .
Отключить на 15 мин.

Показать - Убрать

Убрать
ЗИМНИЙ ОТДЫХ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Города Украины
Куплю-Продам
Проживание
Туры
Попутчики
Трансферы
Безопасность
Вейкбординг
Кайтинг
Отчеты
· Магазины
· Вебкамеры
· Бюро находок
· Книги
· Фото
· Панорама дня

- новые есть!
- новых нет.
Показать - Убрать





Показать - Убрать

Показать - Убрать
Развернуть - Свернуть

Развернуть - Свернуть


  
Новичкам
сюда!
мой профиль | | FAQ
  Слежение за ответами в этой теме   
SKIER - FORUM   » Безопасность катания   » Лавины (Страница 1) - Добавить в закладки
Страница: >>  >l  
Автор Тема: Лавины
birdmilk
Завсегдатай (#1828)
Kyiv
Отчеты
Рейтинг: 535

Оценить сообщение!
Сообщение №0, отправлено 18 Мар 2006 20:03
Отправить ответ   Ответить по тексту birdmilk    Профайл для birdmilk   Email birdmilk   Отправить новое частное сообщение birdmilk   Редактировать/удалить сообщение

Нашими просьбами и усилиями была создана данная ветка форума, в которой  вы можете выкладывать всю информацию, которая относится к тематике данной ветке. Я же хочу пригласить Вас наполнять информацией именно эту категорию. Так что начнем писать, рассуждать, приводить ссылки на ресурсы. И все это на тему лавин...

birdmilk
Завсегдатай (#1828)
Kyiv
Отчеты
Рейтинг: 535

Оценить сообщение!
Сообщение №1, отправлено 18 Мар 2006 20:06
Отправить ответ   Ответить по тексту birdmilk    Профайл для birdmilk   Email birdmilk   Отправить новое частное сообщение birdmilk   Редактировать/удалить сообщение

Как спастись, если вас накрыло снежной лавиной

Случаи, когда туристы попадают под снежную лавину, к сожалению, нередки. Практика показывает, что под снегом человек может дышать больше часа. Значит, шансы спастись у него достаточно высоки. Главное - определить, где находится поверхность. Сделать это в кромешной тьме очень сложно.

Однако сориентироваться под слоем снега не так уж и сложно. Нужно интенсивно подышать и определить, куда по лицу потекут капельки пота. Если вниз, к земле, значит, копать нужно в противоположном направлении.

Katrin
Новичок (#2178) Отчеты
Рейтинг: 279

Оценить сообщение!
Сообщение №2, отправлено 22 Мар 2006 14:22
Отправить ответ   Ответить по тексту Katrin    Профайл для Katrin   Email Katrin   Отправить новое частное сообщение Katrin   Редактировать/удалить сообщение

Насчет подышать - это Вы зря. Все рекомендации по поведению в лавине говорят как раз об обратном: постараться как можно менее интенсивно дышать, экономить воздух. А проверить направление, в котором копать можно другим спобом: постараться сформировать вокруг лица пространство и плюнуть - в каком направлении полетит слюна - там низ, следовательно откапываться нужно в другую сторону.

Proton
Новичок (#3275)
Киев

Рейтинг: 175

Оценить сообщение!
Сообщение №3, отправлено 07 Мая 2006 22:48
Отправить ответ   Ответить по тексту Proton    Профайл для Proton   Email Proton   Отправить новое частное сообщение Proton   Редактировать/удалить сообщение

А как в полной темноте можно понять куда ты плюнул?
Lenny*s
Завсегдатай (#1456)
Киев

Рейтинг: 250


Оценить сообщение!
Сообщение №4, отправлено 31 Июл 2006 20:49
Отправить ответ   Ответить по тексту Lenny*s    Профайл для Lenny*s   Email Lenny*s   Отправить новое частное сообщение Lenny*s   Редактировать/удалить сообщение

Цитата:
Оригинал отправлен Proton:

А как в полной темноте можно понять куда ты плюнул?


Если в лицо не попадет - копать в противоположную сторону

911
Завсегдатай (#1161)
Киев

Рейтинг: 292


Оценить сообщение!
Сообщение №5, отправлено 25 Сен 2006 11:23
Отправить ответ   Ответить по тексту 911    Профайл для 911   Email 911   Отправить новое частное сообщение 911   Редактировать/удалить сообщение

В момент входа в лавину нужно попытаться "плыть", "выныривать" как в воде. Иногда помогает. Если все же лавина затягивает, нужно попытаться поднять руки на уровень плечь, согнуть в локтях и ладонями поможить на голову. Таким образом создав некое пространство перед лицом, куда попадет меньше снега при остановке вращения. Не стоит паниковать, шансы ещё есть. После остановки послушать звук снега, может вы не далеко от поверхности. Дышать нужно как аквалангисты, вдох с задержкой дыхания. Определить положение тела очень просто. Пустить изо рта слюну. Куда она потечет по лицу ощутить не сложно. Это всё из своего опыта попадания в лавину. Да, ещё, очень полезно иметь очень простую приспособу. Так называемый лавинный шнур. Это обыкновенная лента, красного, оранжевого, вообщем яркого на фоне снега цвета. На ней нужно нанести черным маркером деления на метры, 1-2-3-4- и так далее до отметки 15 метров. Крепится она к куртке и случае схода лавины достается из кармашка и "выбрасывается". Да, шнур может запупаться, но может и не запутаться. В любом случае это ещё один шанс
dronv
Завсегдатай (#3178)
Киев

Рейтинг: 179

Оценить сообщение!
Сообщение №6, отправлено 25 Сен 2006 13:50
Отправить ответ   Ответить по тексту dronv    Профайл для dronv   Email dronv   Отправить новое частное сообщение dronv   Редактировать/удалить сообщение

911, я так понимаю вы говорите именно из опыта хождения по горам,а катание вне трассы это немного другое. Начнем с того что после того как вы сорвали доску, у вас есть 2 секунды чтобы с нее  съехать, дальше она "разломается". Для того чтобы выехать из нее просто надо всегда держать лыжеборд под углом  к линии падения воды. Если всетаки попали, то ненужно делать не каких плавательных движений и т.п. - это вам не поможет, а только отберет силы. Руки к лицу и после остановки попытатся увеличить зону для дыхания (ваши друзья вас спасут). Теперь про лавинные ленты. Да в 80-90х годах это был реальный шанс, но их выкидывали при выходе на лавинно опасный участок, а не тогда когда пойдет лавина. Благо технологии с того времени далеко ушли вперед и сейчас мы имеем биперы. Как по мне то каждый кто идет вне трассы должен иметь его при себе.

 

akaDemik , если вы катаетесь по трассам то о лавинах вообше нечего и думать, за вас уже подумала противолавинная служба.

 

911
Завсегдатай (#1161)
Киев

Рейтинг: 292


Оценить сообщение!
Сообщение №7, отправлено 27 Сен 2006 08:21
Отправить ответ   Ответить по тексту 911    Профайл для 911   Email 911   Отправить новое частное сообщение 911   Редактировать/удалить сообщение

dronv, и в ваших словах есть доля истины. Но я настаиваю на том что нужно "выплывать" и руками делать "каркас" перед лицом. Это практический опыт. это не теория!!!

А по поводу биперов....Много вы видели их у людей исполняющих вне трасс? Они только понимают их необходимость и не более того.

akaDemik
Завсегдатай (#3546)
Kyiv.ua

Рейтинг: 200


Оценить сообщение!
Сообщение №8, отправлено 27 Сен 2006 12:59
Отправить ответ   Ответить по тексту akaDemik    Профайл для akaDemik   Email akaDemik   Отправить новое частное сообщение akaDemik   Редактировать/удалить сообщение

А в Украине сходят лавины? Если да, то где? Надо обезопасить себя, зная места где наиболее вероятно появиться лавина...
ANNDY
Завсегдатай (#417)
Файне_місто...
Отчеты
Рейтинг: 1442


Оценить сообщение!
Сообщение №9, отправлено 05 Окт 2006 11:05
Отправить ответ   Ответить по тексту ANNDY    Профайл для ANNDY   Email ANNDY   Отправить новое частное сообщение ANNDY   Редактировать/удалить сообщение

ВОТ надыбал неплохую статейку, статья общеознакомительная и содержит несколько спорных моментов и заблуждений - любезно пречисленых и описаных г. Jharos ниже...

Это истинное лицо природа показывает нам нечасто, но каждый раз, когда это происходит, в душу закрадывается первобытный страх перед неизвестностью, который поражает воображение своей способностью к разрушению…

Хроника чрезвычайных событий периодически доносит до нашего слуха пугающие словосочетания - снежная лавина, обвал ледника, камнепад, селевый поток. Но очень часто эти явления остаются за кадром. Тем не менее каждый год в горах гибнут люди. Не так давно заложниками стихии стали наши соотечественники. Экспедиция российских альпинистов на Гималайский пик К2 (8611 м) вынуждена была прекратить восхождение из-за лавины, которая обрушилась на один из промежуточных лагерей и унесла жизни четверых восходителей. Это событие уже комментировалось на страницах "СЭ ЭКСТРИМ", в связи с этим печальным фактом и возникло желание подробней описать такое природное явление, как ЛАВИНА.

Несмотря на то, что столкновения с вышеописанным проявлением стихии происходят с пугающим постоянством, сведения об этом докатываются достаточно скудные. В основном мы видим краткие пресс-релизы в колонках новостей. Но тем не менее тема эта достойна более пристального внимания. Особенно в контексте того, как в настоящее время набирает обороты индустрия горнолыжного и приключенческого туризма. Так что знать об этом нужно хотя бы для того, чтобы понимать реальные мотивы предупреждений о лавинной опасности, которые периодически выносят администрации горнолыжных курортов и высокогорных зон отдыха.

Самые разрушительные

В двадцатом столетии произошли две величайшие в мире катастрофы, вызванные лавинами. Первая из них случилась в Перу. 10 января 1962 года с вершины Уаскарана обломился огромный снежный карниз шириной около 1 км и толщиной более 30 м.

Масса снега и льда объемом примерно 3 миллиона кубических метров обрушилась в долину реки Санта со скоростью 150 км/ч, увлекая за собой каменные глыбы, песок, щебень. Всего через семь минут лавина достигла городка Ранаирка и смела его с лица земли. Разросшееся тело лавины запрудило русло реки полуторакилометровой пробкой. Урон от Уаскаранской лавины был огромен. Погибло около 4 тысяч человек и до 10 тысяч домашних животных.

Через 8 лет новая катастрофа потрясла человечество еще большими масштабами.

31 мая 1970 года в Южноамериканских Кордильерах, известных своей сейсмической активностью, произошло сильное землетрясение. В результате чего со склонов сорвалось не менее 5 миллионов кубических метров снега и льда. По линии падения лавина отколола значительную часть нижележащего ледника и понеслась вниз, увлекая за собой мощный слой рыхлой породы и громадные камни. В итоге долина была атакована гигантским количеством снега, льда и горной породы - 50 миллионов кубических метров, обрушившихся со скоростью 320 км/ч!!!

Эта лавина вновь разрушила восстановленный поселок Ранаирка и в придачу город Юнгай, который в 1962 году спас невысокий холм, отразивший атаку стихии. Масса снега, воды и камней преодолела в своем движении почти 17 км! Последствия были ужасны… Почти 20 тысяч человек расстались с жизнью.

К счастью, такие природные явления случаются довольно-таки редко. Тем не менее лавины, независимо от своих размеров, остаются той же непреодолимой стихией. Обратимся к истории

Древнегерманское слово, произносимое как "лафина", произошло от латинского, в произношении - "лабина", то есть скольжение, оползень. Первые литературные источники, упоминавшие о лавинах, датируются V - VI веками нашей эры. В фольклоре того периода лавины называют "белая смерть", "белые драконы", "белые невесты" и так далее. Более поздние упоминания этого природного явления связаны с нашим соотечественником - князем Александром Васильевичем Суворовым. Известна история перехода армии Суворова через Альпы в 1799 году. Тогда лавины затруднили действие русских на перевале Сент-Готард.

Во время Первой мировой войны, когда Альпы были охвачены военными действиями, под лавинами погибло около 60 тысяч человек. Это цифра даже несколько превысила статистику смертей в результате военных действий. А во время Великой Отечественной войны зимой 1942 - 1943 годов лавины, искусственно спровоцированные специальными подразделениями военных альпинистов, использовались уже целенаправленно, для уничтожения врагов.

В мирное время потери от лавин неизмеримо меньше, но и они, тем не менее ощутимы.

Сегодня от лавин особенно страдают густо заселенные людьми Альпы. С начала прошлого столетия по 1970-е годы в Швейцарских Альпах от лавин погибло 1244 человека. А всего в Альпах насчитывается около 20 тысяч участков схода лавин, из них - более 10 тысяч мест постоянного схода и 3 тысячи из них угрожают населенным пунктам, дорогам, линиям электропередач и связи. Лавины периодически напоминают о себе в обеих Америках, срываются с вершин Тянь-Шаня, шумят в Хибинах, в Сибири, на Камчатке и во всех прочих горных районах. Наш Кавказ тоже не является исключением.

Классификация лавин

Те немногие источники, которые публикуют снимки лавин, показывают нам завораживающие сюжеты, наполненные динамикой и страшной красотой. И тем, кто ни разу не сталкивался с этим явлением в реальности, наверняка интересно будет узнать, что же скрывается за этой картинкой.

Выражаясь простым языком, лавина - это массы снега, пришедшие на склоне в движение.

Происходит это, когда снег под воздействием метеорологических и геофизических процессов меняет свою структуру, теряет сцепление с основанием, на которое он опирается, после чего обрушивается вниз под действием силы тяжести. Так что пушистое снежное покрывало на склонах гор только издали выглядит безобидным.

Австрийский исследователь Матиас Здагарский сказал об этом явлении так: "Невинный на вид белый снег - это не волк в овечьей шкуре, а тигр в шкуре ягненка". Склоны, на которых могут образовываться лавины, имеют крутизну от 15 до 45 градусов. На более пологих склонах сползающий снег не может обретать разрушительную мощь, а на более крутых он просто не задерживается. Для того чтобы лучше представлять силу воздействия лавин, разложим процесс ее формирования на составляющие.

Большинство катастрофических лавин возникало после многодневных обильных снегопадов. Уже при интенсивности снегопада 2 см/ч и длительности до 10 часов кряду возникает лавинная опасность. Свежевыпавший снег нередко бывает несвязанным и сыпучим, как песок. Такой снег легко порождает лавины. Лавинная опасность многократно возрастает, когда снегопады сопровождаются ветром. При сильном ветре на поверхности снега формируется так называемая "снежная доска". Это пласт мелкозернистого снега большой плотности, который может достигать несколько десятков сантиметров в толщину. Нередко бывает, что надувы такого снега на гребнях и крутых склонах достигают такого размера, что сотрясение воздуха от порыва ветра, выстрел, даже громкий крик могут вызывать их отрыв. Последний очень облегчается, если свежий снег ложится на гладкую, схваченную после оттепели морозом поверхность старого снега. В зоне зарождения, или очаге, лавина набирает силу, захватывает первые порции снега со склона и быстро превращается в бурный поток, сметающий все на своем пути.

В зоне транзита лавина несется вниз по склону, разгоняясь на уклонах и еще больше наращивая свою массу. Постепенно, вместе с выполаживанием склона, движение замедляется, массы снега нагромождаются в виде лавинного выноса или, как его называют, лавинного конуса. Здесь формируется зона отложения лавины. В зоне отложения образуются снежные завалы толщиной от 5 до 30 м, а иногда и больше. Один из исторических источников описывает лавину, сошедшую с хребта Бзыке на Кавказе зимой 1910 - 1911 годов. Эта лавина оставила в ущелье завал толщиной в 100 м - снег в нем стаивал несколько лет.

Но не только свежевыпавший снег может быть причиной возникновения описываемого явления. В отсутствие снегопадов снег постепенно сам "созревает" для порождения лавин. С течением времени снежная масса постепенно оседает, что приводит к ее уплотнению. Источниками лавинной опасности в данном случае служат ослабленные слои снега, в которых формируются слабо связанные кристаллы глубинной изморози. Она-то и "разъедает" нижний слой снежного покрова, подвешивая верхнюю толщу, которая при стечении определенных факторов может отрываться огромными пластами.

Состояние снежного покрова также подвержено изменениям, когда в нем появляется вода, которая значительно ослабляет его сцепление со склонами. При резком таянии или интенсивном дожде структура слоев снега быстро разрушается, и тогда формируются грандиозные "мокрые" лавины. Они сходят весной на обширных территориях, иногда захватывая весь снег, накопившийся за зиму. Их еще называют грунтовыми, потому что они, двигаясь прямо по грунту, сдирают на своем пути почвенный слой, камни, кусты и даже огромные деревья.

Чтобы лавина стронулась с места, ей нужен первый импульс. Спусковым механизмом лавин, как уже говорилось выше, являются обильные снегопады и сильные метели, атмосферные потепления и дожди. Кроме этого, причиной возникновения лавин могут быть механические воздействия на склоны, вызываемые вибрацией от звуковых или ударных волн, землетрясений. Также нередко бывает, что давление на склон, оказываемое человеком, будь то горнолыжник или сноубордист, тоже может стать причиной лавины. Поэтому совершенно нелишне знать, как может выглядеть формирующаяся лавина.

Лавины могут начинать свое движение или "из точки" (при нарушении устойчивости очень малого объема снега), или "от линии" (при нарушении устойчивости значительного пласта снега). Чем снег рыхлее, тем меньше его надо для провокации лавины, формирующейся "из точки". Движение такой лавины может начаться буквально с нескольких частиц.

В отличие от лавин, возникающих вышеописанным образом, лавины, формирующиеся "от линии", начинают свой путь от протяженных гребней. Узкая трещина может разрушить целостность достаточно протяженного участка склона, после чего снежная масса отрывается и несется вниз.

Многообразие снежных лавин и многоликость форм их движения долгое время затрудняли понимание физики этого процесса. Длительное время лавину представляли в виде снежного кома, который летит вниз по склону и увеличивается за счет налипания новых порций снега (так изображают лавину почти все древние гравюры, сохранившиеся до наших времен). Шаром лавину представляли вплоть до XIX века. Тем не менее лавины, выражаясь более научно, относятся к многокомпонентным потокам, так как состоят из снега, воздуха и твердых включений. Физика таких потоков очень сложна.

Формы движения лавины так же разнообразны, как и физика этого процесса. Состоящая из вращающихся снежных комьев, обломков льда и камней лавина может течь, как вода бурного водопада, или подниматься в воздух, как безобидное облако.

Фронт лавины , или, как его еще называют, воздушная волна, движется быстрей ее основного тела. Он обрушивает лежащие на своем пути снежные массы, увеличивая свою разрушительную мощь. По мере выполаживания склона тело лавины замедляет свое движение. Оно растекается по поверхности, образуя завалы конической формы. Останавливающийся снег быстро отвердевает, но продолжает еще некоторое время двигаться под напором хвостовой части лавины, пока она окончательно не остановится.

Наибольшая опасность схода лавин возникает при толщине снежного покрова более 50 - 70см и крутизне склона 25 - 50 градусов. Такие склоны медленно и верно накапливают массы снега, которые способны устремиться в долину при первой же провокации. Лавиноопасными могут также считаться склоны с уклоном 15 - 20 градусов при толщине снежного покрова уже от 40 см. Хотя бывают случаи, когда сход лавин происходил и с более пологих склонов - всего 10 - 15 градусов. Скорость лавин может меняться в пределах от 115 до 180 км/ч, иногда достигая 500 км/ч.

Лавины обладают огромной ударной силой , которая легко разносит в щепки деревянные дома. Лобового удара лавин не выдерживают даже здания из железобетона… Если лавина не может разрушить дом, она выдавливает двери и окна, заполняя при этом нижние этажи снегом. Лавины не щадят ничего, что встречается на их пути. Они способны скручивать металлические опоры электропередач, сбрасывать с дорог автомашины и даже тяжелую дорожную технику, превращать в груду металлолома тепловозы и выкорчевывать на своем пути гектары леса.

Особенно сильное ударное действие оказывают прыгающие лавины . Если на пути снежного обвала оказывается обрыв или крутой перегиб склона, лавина прыгает с него и некоторое время проносится по воздуху, еще больше ускоряясь. В месте приземления прыгающей лавины возникают ямы выбивания. В Новозеландских Альпах в подобных котловинах обнаружено 16 озер площадью от 200 до 50 тысяч квадратных метров. Все они находятся у основания крутых лавинных лотков (так специалисты называют желоба, представляющие собой внутренние углы на склонах, по которым сходят лавины). Как правило, они сходят по одному и тому же пути, и лавины, образующиеся на таком рельефе, называют лотковыми.

Кроме этого специалисты выделяют еще один тип лавин по характеру их формирования и последующему движению. Это осовы - снежные оползни, сходящие по всей поверхности склона.

Участки горных склонов, на которых образуются, движутся и останавливаются лавины, называется лавиносборниками.

Существует три основных типа лавин, различающихся по кондиции снега, формирующего тело лавины: сухие, мокрые и снежно-ледовые.

Сухие лавины образуются, как правило, в зимнее время года в условиях низких температур, когда плотность свежевыпавшего снега составляет менее 100 килограммов на кубический метр. Скорость их движения достигает 200 км/ч, что приводит к образованию ударной волны, опережающей тело лавины и способной оказывать давление со средним значением 800 килограммов на квадратный метр и даже более. При этом плотность снежной массы, осевшей в лавинном конусе, может достигать 150 кг/куб. м.

Мокрые лавины . Они сходят при неустойчивой погоде на фоне оттепелей и дождей. Причиной возникновения мокрых лавин является появление водяной прослойки между слоями снега с разной плотностью. Мокрые лавины значительно уступают по скорости сухим, не превышая 50 км/ч, но по плотности снежной массы (иногда достигающей 800 кг на кубический метр) они опережают лавины других типов. Отличительной чертой лавин мокрого типа является быстрое затвердевание снега при остановке, которое часто делает спасательные работы очень затруднительными.

Снежно-ледовые лавины появляются в результате обвалов частей снежно-ледовых накоплений, которые располагаются в труднодоступных местах на склонах и вершинах высотой более 3000 - 5000 метров над уровнем моря. Обычно такие лавины начинают свой путь "от линии" и являются прыгающими. Старт такой лавины может сопровождаться громовыми раскатами. После преодоления первых полок снежная пыль, поднятая лавиной высоко вверх, создает ужасную картину огромного снежного водопада. Обычно это происходит через 5 - 15 секунд после старта. Прыгая с полки на полку, лавины такого типа менее чем за одну минуту могут преодолевать расстояние более километра по вертикали! В результате чего лавинный конус в конечной фазе движения представляет собой рыхлую снежно-ледовую массу плотностью около 800 килограммов на кубический метр, состоящую из кусков льда (от метровых глыб до ледяных крупинок), снега и камней.

Снежно-ледовые лавины не вписываются в общепринятое понятие о том, что утреннее время является более безопасным в отношении появления "снежных драконов". Так как они могут образовываться в любое время года и суток из-за воздействия на ледники множества факторов, закономерности которых определить достаточно сложно.

Подводя итог начатому описанию, необходимо также отметить, что лавины в процессе своего движения могут переходить из одного типа в другой или составлять комбинацию разных типов лавин. А из-за разной плотности, влажности и температуры снежных масс, формирующих тело лавин, при остановке они подвержены быстрому затвердеванию.

Прогнозирование и противолавинная профилактика

Прежде чем заниматься перечислением возможных способов прогнозирования лавин, есть смысл описать основные, кроме уже упомянутых, отличия лавиноопасных склонов.

К таковым, например, относится наличие лавинных конусов, или, по-простому, следов схода лавин у подножий склонов. Кроме этого, как характерное отличие можно отметить ступенчатые линии отрывов лавин на перегибах и крутых участках склонов. Они могут иметь различную конфигурацию, но визуально их всегда можно определить (конечно, в том случае, когда это позволяет видимость и рельеф).

Существует много разных способов прогнозирования лавинной опасности, но они, как правило, громоздки и наукоемки. К более доступным можно отнести способы определения лавинной опасности, основанные на результатах наблюдения за скоростью выпадения снежного покрова. Скорость изменения снежного покрова измеряют с помощью метеорологических приборов или с помощью стационарных лавинных реек, устанавливаемых в очагах лавинной опасности вертикально и позволяющих с большого расстояния наблюдать за уровнем заснеженности потенциально опасных склонов. В случае, если в результате наблюдений определяется, что уровень снежного покрова достигает критической отметки, опасные склоны обстреливаются из специальных орудий с целью искусственной провокации маленьких лавин и недопущения схода глобальной лавины, способной повлечь за собой разрушения и человеческие жертвы.

Научные исследования лавин начались в Альпах. В 1932 году в Швейцарии была создана лавинная комиссия для разработки исследовательской программы по изучению снега и лавин. Это было необходимо для защиты растущей сети железных дорог, охватившей практически все Альпы. Небольшая исследовательская группа под руководством профессора Р. Хефели приступила к всесторонней разработке лавинных проблем. В 1938 году вышла книга профессора "Снег и его метаморфизмы", подводящая итоги первого этапа работы. А в 1942 году на высоте 2700 м над уровнем моря был заложен Швейцарский институт снега и лавин - сейчас это ведущий в мире центр лавиноведения.

Тогда же, в 30-е годы, большой интерес к лавинам был проявлен и на Кавказе, где началось проектирование транскавказских дорог, и в Хибинах, где стали осваивать богатые залежи апатитов. В 1936 году на комбинате "Апатии" даже была создана специальная противолавинная служба. Уже тогда исследовались такие трудные проблемы, как расчет устойчивости снега на склоне, теория движения лавин, проектирование противолавинных сооружений. В послевоенные годы широкие исследования лавин начались в горах Средней Азии и Кавказа, Карпат и Сибири.

Большой вклад в это дело внесли работы Института геофизики АН Грузии и Высокогорного геофизического института города Нальчик, а также проблемной лаборатории снежных лавин и селей МГУ. Экспедиции МГУ изучали лавины на трассе БАМ с 1946 по 1975 год.

В настоящее время исследования лавин ведется в основном гидрометеослужбами. Самое важное значение снеголавинных станций заключается в сборе статистических данных по различным сезонам в очагах лавинной опасности. В их задачи входят метеорологические наблюдения, регулярные измерения толщины, плотности и физико-механических свойств снега, а также фиксация схода лавин. На таких станциях проводятся лабораторные исследования снега, описания лавин на избранных маршрутах, дается прогноз лавин на основе местных признаков и локальных связей с метеорологическими показателями. Снеголавинные станции раз в несколько дней передают бюллетени о лавинной опасности всем заинтересованным учреждениям. Такие станции существуют сейчас практически во всех горных массивах.

Лавинные школы

В последние годы в Европе все большую популярность приобретают лавинные школы. Их задача - знакомство желающих с буйным нравом снежных лавин, обучение правилам поведения в лавиноопасных районах, передача опыта предсказания и предупреждения снежных лавин. В России также проводятся научные и практические семинары по лавинам. Однако регулярно действующие лавинные школы еще не созданы.

Неутешительная статистика катастрофических последствий лавин ставит на первое место задачу предупреждения и защиты от стихии. Еще в XV веке в Альпах стреляли из огнестрельного оружия, чтобы звуком выстрела вызвать падение снега. Сейчас обстрел лавиноопасных склонов - самый обычный способ борьбы с лавинами. Во многих очагах лавинной опасности оборудованы постоянные "огневые" позиции. Применяют полевые и зенитные пушки, минометы и гаубицы. Иногда, правда, обстрел может сыграть роковую роль в сходе катастрофических лавин. Так, например, случилось в швейцарском городке Цуоц в 1951 году. Склоны были перегружены снегом, и тем не менее было принято роковое решение - обстрелять окрестные горы. Первые же выстрелы вызвали движение снега, и вскоре сошла страшная лавина. Она смела артиллерийскую позицию и 32 дома в городке.

Кроме вышеописанных способов провокации лавин все еще практикуется опасный способ подрезания снежных пластов лыжами, но известно немало случаев, когда лавины увлекали за собой лыжников, далеко не всегда оставляя их в живых. Этой методикой до сих пор пользуются службы безопасности трасс некоторых горнолыжных курортов, так как в локальных очагах лавинной опасности это наиболее эффективная технология, а в исполнении профессионалов она достаточно безопасна.

Кроме описанных способов противолавинных технологий повсеместно используются инженерные знания. Снежный покров на склонах можно закреплять с помощью снегозадерживающих щитов и сеток, а также использовать специальные конструкции - лавинорезы, способные отражать и рассеивать удары уже сошедших лавин. В Швейцарии за последние сто лет поставлены сотни километров таких сооружений. В метелевых районах ставят высокие многорядные заборы, которые препятствуют формированию опасных скоплений снега вблизи снежных карнизов. В лавинных очагах также практикуют установку особых снеговыдувающих щитов (два щита, совмещенные перпендикулярно друг другу). Дующий ветер образует вокруг них воронки выдувания. Такой неровный снежный покров оказывается гораздо более прочным.

В противоборстве с лавинами огромная роль принадлежит лесу. Там, где растет сплошной лес, состоящий из разных пород деревьев неодинакового возраста, он не дает образоваться лавинам. Снежный покров в лесу не создает сплошного пласта, а если снег и начинает скользить по склону, его давление принимают на себя стволы деревьев. Они гнутся, но держат снег, не дают ему начать опасное движение. Абсолютно надежен лес, когда его верхняя граница поднимается до зоны отрыва лавины. Защита лесом естественна, рациональна и надежна. Так что берегите его.

Поиск и спасение

Печальные события, связанные с лавинами, обычно возникают оттого, что люди забывают или игнорируют самые простые правила поведения в горах, наивно полагая, что с ними ничего плохого случиться не может. Тем не менее не надо забывать, что оказавшийся в лавине человек почти не имеет шансов выбраться из нее в процессе движения и очень скоро оказывается захороненным в лавинном конусе. Лавина убивает свою жертву с помощью холода, шока и удушья. Чаще всего причиной смерти жертвы является именно удушье. Во время движения в лавине снежная пыль может забить ноздри и горло, а иногда даже проникнуть в легкие. После остановки лавины твердеющий снег сдавливает грудную клетку и нарушает дыхание. Кроме этого плотный лавинный завал почти не вентилируется, и воздуха для дыхания очень скоро начинает недоставать. Наконец, даже если около человека в завале образуется некоторое пространство, вскоре на внутренней стороне снежной полости от дыхания появляется льдистая корочка, окончательно "закупоривающая жертву". Оказавшись в снегу, человек лишен возможности сообщить о себе криком. Звуки из снега наверх не выходят. Замурованная жертва слышит звуки шагов спасателей и все, что делается на поверхности снега, но ничем не может сообщить о себе…

В связи со сказанным, главным моментом в поисках и спасении жертв лавин является оперативность. В течение первого часа пребывания в лавине у человека сохраняется 50 % вероятности остаться в живых, а уже через три часа она не превышает 10 %. Поэтому начиная с XIII века для обнаружения жертв лавин стали использовать собак. Для этого даже вывели специальную породу сенбернаров, натренированных для работы в завалах лавинного снега. Такая собака может обследовать участок завала площадью 1 гектар всего за полчаса. Она легко находит жертву на глубине 2 - 3 м, а при благоприятных условиях даже на глубине 5 - 6 м. Но использование собак сильно затрудняется при влажном и загрязненном снеге, на большом морозе или при сильном ветре. Когда собак нет, поиски ведут с помощью лавинных зондов, или лавинных щупов. Участок завала площадью 1 гектар обследуется за 4 часа усилиями 20 спасателей. Если зондирование не приносит успеха, а известно, что на этом участке лавина похоронила людей, в завалах копают продольные траншеи - шурфы, расстояние между которыми соответствует длине лавинного зонда. Это трудоемкая и малоэффективная технология, но она по-прежнему используется спасателями, так как современные электронные устройства, разработанные для облегчения поиска, пока не имеют широкого распространения.

Упомянутые приборы - биперы - работают по простому принципу. Радиопередающее устройство посылает сигнал определенной частоты и способно улавливать сигнал, отраженный от датчика, расположенного на пострадавшем, и определить его точное местоположение. После чего в ход идут обыкновенные лопаты.

Кроме этого необходимо отметить старый способ, позволяющий облегчить нахождение заложников снежной стихии, долгое время применявшийся альпинистами и горными туристами. Это лавинные шнуры (или репшнуры) длиной в 30 - 40 м, окрашенные в яркий цвет. Их укрепляли в рукоятке лыжной палки или на одежде, рюкзаке. При попадании человека в лавину шнур распускался вручную. Если везло, какая-то его часть оказывалась на поверхности завала и позволяла определить местоположение владельца.

Однако ни один из перечисленных способов не дает стопроцентной гарантии на счастливый исход - так бывает далеко не всегда. Сегодня поиск жертв лавин остается серьезной проблемой. Вот почему по-прежнему стоит быть внимательным к предупреждениям о лавинной опасности как администраций локальных горных районов и горнолыжных курортов, так и средств массовой информации.

Подготовил Константин Яблоков на http://www.extreme.sport-express.ru

[ 10 Окт 2006: Сообщение исправлено: ANNDY ]

[ 10 Окт 2006: Сообщение исправлено: ANNDY ]

Jharos
Завсегдатай (#991)
Київ

Рейтинг: 368


Оценки сообщения:
 Оценка -3,  голосов: 0 Оценка -2,  голосов: 0 Оценка -1,  голосов: 0 Оценка +1,  голосов: 0 Оценка +2,  голосов: 1 Оценка +3,  голосов: 1
Сообщение №10, отправлено 09 Окт 2006 19:24
Отправить ответ   Ответить по тексту Jharos    Профайл для Jharos   Email Jharos   Отправить новое частное сообщение Jharos   Редактировать/удалить сообщение

Цитата:

1.Свежевыпавший снег нередко бывает несвязанным и сыпучим, как песок. Такой снег легко порождает лавины. Лавинная опасность многократно возрастает, когда снегопады сопровождаются ветром. При сильном ветре на поверхности снега формируется так называемая "снежная доска". Это пласт мелкозернистого снега большой плотности, который может достигать несколько десятков сантиметров в толщину.

Для образования лавины главным является не качество снега, а образование слоя глубинной изморози, мгновенное разрушение которого вследствие нагрузки на склон и вызывает сход лавины.

Снежная доска это не какое то там хитрое формирование из "мелкозернистого снега". Это именно и есть лавина! Выражением "сошла доска" и "сошла лавина" - обозначаются два полностью идентичных явления!

Сильный ветер помогает образовыват лавину исключительно из за того что перенос снега ветром ускоряет процесс накопления снежного покрова!

 Ни слова о том что лавиноопасность склонов сохранятся на пртяжении 4ех дней ПОСЛЕ снегопадов.

2.Нередко бывает, что надувы такого снега на гребнях и крутых склонах достигают такого размера, что сотрясение воздуха от порыва ветра, выстрел, даже громкий крик могут вызывать их отрыв. Последний очень облегчается, если свежий снег ложится на гладкую, схваченную после оттепели морозом поверхность старого снега. В зоне зарождения, или очаге, лавина набирает силу, захватывает первые порции снега со склона и быстро превращается в бурный поток, сметающий все на своем пути.

Миф номер раз: Лавины никогда не сходят от громких звуков.

Это просто неправда.

Миф номер два: Надувы снега на гребнях являются стартом для лавин.

 Наддувы и козырьки являются самыми стабильными снежными образованиями и никогда не являются точкой старта лавины.

Миф номер три: Лавина постепенно начинается и набриает силу. 

Да нихрена подобного - вся лавина ведет себя как твердое тело. Подломился слой изморози одномоментно под куском склона  размером километр на километр и понесся. Ближайшая аналогия в данном случае не ручеек набирающий силу а - книга которая скользит по наклонной поверхности стола. А попавший в лавину - муравей между столом и обложкой.

3. Чтобы лавина стронулась с места, ей нужен первый импульс. Спусковым механизмом лавин, как уже говорилось выше, являются обильные снегопады и сильные метели, атмосферные потепления и дожди. Кроме этого, причиной возникновения лавин могут быть механические воздействия на склоны, вызываемые вибрацией от звуковых или ударных волн, землетрясений. Также нередко бывает, что давление на склон, оказываемое человеком, будь то горнолыжник или сноубордист, тоже может стать причиной лавины.

Вот это самый опасный абзац. 

Всегда сам райдер является причиной схода лавины.

4.Лавины могут начинать свое движение или "из точки" (при нарушении устойчивости очень малого объема снега), или "от линии" (при нарушении устойчивости значительного пласта снега). Чем снег рыхлее, тем меньше его надо для провокации лавины, формирующейся "из точки". Движение такой лавины может начаться буквально с нескольких частиц.

Снег ссыпающийся с горы (на жаргоне-сопли ) НИКОГДА не вызывает опасные для райдеров лавины, и является достаточно безобидным явлением. Рыхлость сыпучесть и прочие свойства снега никак не влияет на момент старта лавины.

5. В отличие от лавин, возникающих вышеописанным образом, лавины, формирующиеся "от линии", начинают свой путь от протяженных гребней. Узкая трещина может разрушить целостность достаточно протяженного участка склона, после чего снежная масса отрывается и несется вниз.

Точка отрыва склона всегда представляет собой перегиб рельефа. Гребень только частный случай.

Может сложиться обманчивое впечатление - держаться подальше отгребней и вся мудрость лавинного выживания. Это не так! Любой перегиб склона, иногда еле заметный при нахождении на нем может служить линей отрыва лавины.

6. Наибольшая опасность схода лавин возникает при толщине снежного покрова более 50 - 70см и крутизне склона 25 - 50 градусов. Такие склоны медленно и верно накапливают массы снега, которые способны устремиться в долину при первой же провокации. Лавиноопасными могут также считаться склоны с уклоном 15 - 20 градусов при толщине снежного покрова уже от 40 см.

Достаточно 20ти сантиметрового слоя снега, если этот снег пойдет всем склоном то общая масса размажет автора по склону абсолютно аналогично другой глубине снежного покрова.

7.В противоборстве с лавинами огромная роль принадлежит лесу. Там, где растет сплошной лес, состоящий из разных пород деревьев неодинакового возраста, он не дает образоваться лавинам. Снежный покров в лесу не создает сплошного пласта, а если снег и начинает скользить по склону, его давление принимают на себя стволы деревьев. Они гнутся, но держат снег, не дают ему начать опасное движение. Абсолютно надежен лес, когда его верхняя граница поднимается до зоны отрыва лавины. Защита лесом естественна, рациональна и надежна. Так что берегите его.

Лес конечно берегите, но на будущее запомните.

В лесу лавины с легкостью сходят, и кроме того они самые опасные.

 

Первоисточники:

Склон - райдер. "Кто - кого?" vs "Как и куда?".

http://www.ski.ru/static/133/2_10284.html

Популярные мифы о лавинах

http://www.ski.ru/static/133/2_10014.html

Договоримся о терминах?

http://ski-club.org.ru/resorts/russia-elbrus00.shtml

Курс Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов.

http://ski-club.org.ru/freeride-avalanche.shtml

Зачем и куда стреляет наша служба

http://www.ski.ru/static/133/2_20351.html

Об авторе статей. Игорь Комаров – ведущий инженер Эльбрусского военизированного противолавинного отряда, КМС по альпинизму, инструктор альпинизма, инструктор-методист первой категории горнолыжного туризма, жетон спасателя КСП получен на первенстве СССР по спасработам в 1978 году, советник по лавинной безопасности всех чемпионатов России, этапа Кубка Европы по фрирайду, автор и ведущий программы "Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов", совместно с Кириллом Анисимовым автор и ведущий летнего бэккантри-проекта "Перезимовать лето", первые спуски на лыжах с вершины по Северному и Восточному склону Эльбруса. Ответы на частные вопросы, связанные со статьей, можно получить на сайте www.snowadventure.ru 

[ 31 Окт 2007: Сообщение исправлено: SKIER ]

dronv
Завсегдатай (#3178)
Киев

Рейтинг: 179

Оценить сообщение!
Сообщение №11, отправлено 10 Окт 2006 00:43
Отправить ответ   Ответить по тексту dronv    Профайл для dronv   Email dronv   Отправить новое частное сообщение dronv   Редактировать/удалить сообщение

Цитата:

 Может сложиться обманчивое впечатление - держаться подальше отгребней и вся мудрость лавинного выживания. Это не так! Любой перегиб склона, иногда еле заметный при нахождении на нем может служить линей отрыва лавины.
Скажу больше, т.н. гребни или по правильному  "шарниры"  являются самым безопасным и простым местом, т.к. вопервых ты всегда идеш на разгрузке, а во вторых доски с них сходят в стороны (это сложно объяснить на словах, но если посмотреть фрирайдовые фильмы то можно увидеть что все райдеры едут именно по этим шарнирам). Единственная сложность то в конце шарнира всегда будет т.н. крест - это есть самое опасное место на горе, которое ты должен пройти не более чем за 2 сек. 

[ 10 Окт 2006: Сообщение исправлено: dronv ]

Osja
Завсегдатай (#464)
Зима
Отчеты
Рейтинг: 4285


Оценить сообщение!
Сообщение №12, отправлено 10 Окт 2006 13:19
Отправить ответ   Ответить по тексту Osja    Профайл для Osja   Email Osja   Отправить новое частное сообщение Osja   Редактировать/удалить сообщение

Второй раз за две недели попадаю на кабельных каналах на фильмы о лавинах... В том числе и на Миллеровский, посвященной этой тематике... Причем, что интересно, исследователи лавин и, соответственно, специалисты по лавинной безопасности сходятся во мнении, что человек, попавший в лавину, и не пострадавший физически от механического воздействия снега, чаще всего погибает через 15-20 минут от удушья из-за большого количества углекислого газа в пузыре, образовывающемся около его лица в лавине. Так вот, буржуины придумали такой дивайс, который они назвали авалангом... Состоит из жилетки, с двумя мембранами на груди и спине, на груди имеется трубочка для дыхания. Попавший в лавину берет в рот трубочку и начинает дышать, причем на вдох работает мембрана на груди, собирая воздух из окружающего снега, а на выдохе углекислый газ выводится через мембрану на спине... Показывали исследователей, которые по 2 часа находились под снегом с тим дивайсом, у них снимали ЭКГ, замеряли температуру тела и т.д. Оказалось также, что гипотермия (переохлаждение организма) не так сильно влияет на организм, как считалось ранее... Судя по тому, как активно освящают исследования с этим самым авалангом, вполне может статься, что это скрытая реклама. А, возможно, и очень толковая и нужная вещь... Правда, я представляю себе этого фрирайдера, который в аваланге, с противолавинным рюкзаком, датчиком, щупом, лопатой, снегоступами,палками, шлемом и балаклавой выходит на склон... Перед выходом, как спецназовцу, ни в коем случае, нельзя смотреться в зеркало, чтоб не ус#аться....

WarGo
Завсегдатай (#1292)
.
Отчеты
Рейтинг: 3048


Оценить сообщение!
Сообщение №13, отправлено 15 Мая 2007 12:35
Отправить ответ   Ответить по тексту WarGo    Профайл для WarGo   Email WarGo   Отправить новое частное сообщение WarGo   Редактировать/удалить сообщение

Вот в КП сошла лавина 04 марта вот ссылка на статью
911
Завсегдатай (#1161)
Киев

Рейтинг: 292


Оценить сообщение!
Сообщение №14, отправлено 15 Мая 2007 15:20
Отправить ответ   Ответить по тексту 911    Профайл для 911   Email 911   Отправить новое частное сообщение 911   Редактировать/удалить сообщение

Знаю я очень хорошо склоны Аибги по лавиноопасности  

Сам не раз принимал участие в поисково-спасательных мероприятиях.

WarGo
Завсегдатай (#1292)
.
Отчеты
Рейтинг: 3048


Оценить сообщение!
Сообщение №15, отправлено 09 Авг 2007 16:45
Отправить ответ   Ответить по тексту WarGo    Профайл для WarGo   Email WarGo   Отправить новое частное сообщение WarGo   Редактировать/удалить сообщение

Не удержусь



Вольный перевод:

"Когда соберешься бить рекорды, убедись, что сможешь выжить когда они начнут бить тебя"

andrewha
Завсегдатай (#2637)
Мукачево

Рейтинг: 206

Оценить сообщение!
Сообщение №16, отправлено 27 Окт 2007 14:14
Отправить ответ   Ответить по тексту andrewha    Профайл для andrewha   Email andrewha   Отправить новое частное сообщение andrewha   Редактировать/удалить сообщение

Нашел вот такую книгу:
M. ATWATER
THE AVALANCHE HUNTERS
Philadelphia Macrea Smith Co., 1968
M. ОТУОТЕР
ОХОТНИКИ ЗА ЛАВИНАМИ

Прочел. Понравилась. Лежит здесь: http://www.boarderz.ru/Snow/avalanche/Art361/
dronv
Завсегдатай (#3178)
Киев

Рейтинг: 179

Оценить сообщение!
Сообщение №17, отправлено 30 Окт 2007 15:54
Отправить ответ   Ответить по тексту dronv    Профайл для dronv   Email dronv   Отправить новое частное сообщение dronv   Редактировать/удалить сообщение

http://adrenaline.in.ua/index.php?option=com_seyret&task=videodirectlink&id=153

 

elki
Новичок (#5833)
Киев

Рейтинг: 125

Оценить сообщение!
Сообщение №18, отправлено 30 Окт 2007 18:10
Отправить ответ   Ответить по тексту elki    Профайл для elki   Email elki   Отправить новое частное сообщение elki   Редактировать/удалить сообщение

http://adrenaline.in.ua/index.php?option=com_seyret&task=videodirectlink&id=152

вообще очень наглядно смотреть как все тихо и быстро происходит хотя в данном случае райдеру повезло
dronv
Завсегдатай (#3178)
Киев

Рейтинг: 179

Оценить сообщение!
Сообщение №19, отправлено 30 Окт 2007 18:24
Отправить ответ   Ответить по тексту dronv    Профайл для dronv   Email dronv   Отправить новое частное сообщение dronv   Редактировать/удалить сообщение

Нету там никакого везения. Товарищ написал что они знали о лавинной опастности и біли все с биперами. Посмотри на след оператора, он как раз проехал так чтобы ничего не спустить. А второй ехал на камеру и прошел по самому напряженному месту, хотя мог бы и не спускать. К тому же он шел на большой скорости и поэтому ушел с доски еще до ее обрушения.
GeoVic
Завсегдатай (#3995)
Kiev
Отчеты
Рейтинг: 853


Оценить сообщение!
Сообщение №20, отправлено 30 Окт 2007 22:27
Отправить ответ   Ответить по тексту GeoVic    Профайл для GeoVic   Email GeoVic   Отправить новое частное сообщение GeoVic   Редактировать/удалить сообщение

Пара цитат ( http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1240 ):

"1968 г. - год рекордов на пике Ленина. В июле в район вершины пика высаживается парашютный десант. К сожалению, из-за неблагоприятных метеоусловий погибают четыре человека. В этом же году Валентин Сулоев совершает первый спуск на лыжах с вершины пика Ленина."

"Самая большая альпинистская трагедия в истории пика Ленина произошла в июне 1990 года. В результате землетрясения со склонов пика на лагерь 5400 ("сковородка") сошел мощный снежно-ледовый обвал, унесший жизни 43 человек международной экспедиции".
На этом месте постоянно ставили лагерь большинство экспедиций в течение 50 лет.
elki
Новичок (#5833)
Киев

Рейтинг: 125

Оценить сообщение!
Сообщение №21, отправлено 31 Окт 2007 15:23
Отправить ответ   Ответить по тексту elki    Профайл для elki   Email elki   Отправить новое частное сообщение elki   Редактировать/удалить сообщение

Цитата:
Оригинал отправлен dronv:

Нету там никакого везения. Товарищ написал что они знали о лавинной опастности и біли все с биперами. Посмотри на след оператора, он как раз проехал так чтобы ничего не спустить. А второй ехал на камеру и прошел по самому напряженному месту, хотя мог бы и не спускать. К тому же он шел на большой скорости и поэтому ушел с доски еще до ее обрушения.

Если пойдешь по моей ссылке - увидишь, что я комментировал другой сюжет - там их два лежит
dronv
Завсегдатай (#3178)
Киев

Рейтинг: 179

Оценить сообщение!
Сообщение №22, отправлено 31 Окт 2007 15:34
Отправить ответ   Ответить по тексту dronv    Профайл для dronv   Email dronv   Отправить новое частное сообщение dronv   Редактировать/удалить сообщение

Точно, сори. 
GeoVic
Завсегдатай (#3995)
Kiev
Отчеты
Рейтинг: 853


Оценить сообщение!
Сообщение №23, отправлено 22 Фев 2008 20:44
Отправить ответ   Ответить по тексту GeoVic    Профайл для GeoVic   Email GeoVic   Отправить новое частное сообщение GeoVic   Редактировать/удалить сообщение

Опять лавина...
Dada
Завсегдатай (#6086)
Київ

Рейтинг: 138

Оценить сообщение!
Сообщение №24, отправлено 29 Фев 2008 11:41
Отправить ответ   Ответить по тексту Dada    Профайл для Dada   Email Dada   Отправить новое частное сообщение Dada   Редактировать/удалить сообщение

http://www.kp.ru/daily/24056/301420/
 Понравился рюкзак
Все время: Киевское время
Страница: >>  >l  
Переход на:



На основную страницу | Администратор