Отключить на 15 мин.
|
   



· Книги
· Проживание
· Магазины
· Отчеты
· Опросы
· Туры
· Трансферы
· Безопасность
· Фото



Показать


Самодельный подъемник

    Общеизвестно, что для занятий горными лыжами и сноубордингом необходим горнолыжный подъемник. Можно, конечно, подниматься на гору пешком и даже получать от этого удовольствие. Но при этом 80% сил уходит на подъем, хотя сам спуск длится считанные секунды. Однако в большинстве регионов Украины нет склонов, оборудованных подъемниками (исключая Карпаты). А там, где они есть (к примеру, Протасов Яр в Киеве), даже в будние дни собираются такие очереди, от вида которых пропадает всякое желание в них становиться. Это притом, что кругом полно подходящих заснеженных склонов, которые можно было бы использовать. Небольшой передвижной подъемник как раз и позволяет решить эту проблему.

загрузить 800 X 500   25 KB

800 Х 500 (25К) . . 2000 Х 1200 (105К)

Основа подъемника - двигатель. Лучше всего подходят для этой цели двигатели от мотороллеров. Во-первых, у них принудительное воздушное охлаждение, т.е. они могут долго работать в неподвижном положении. Во-вторых, у них есть понижающая коробка передач.

 

    На нашем первом подъемнике был двигатель от мотороллера "Электрон". Трехлетняя его эксплуатация выявила и некоторые недостатки. Так для запуска двигателя нужно энергично нажимать на кикстартер, что не совсем удобно в горнолыжных ботинках. Также, компоновка двигателя не совсем удобна для его применения в самодельных конструкциях. Поэтому для новой конструкции был выбран двигатель Т-200 от мотороллера "Муравей". Его конструкция позволяет легко крепить его на сварной раме, а наличие электрического стартера сводит запуск к простому нажатию кнопки. Кроме того, он еще и мощнее. 

    Двигатель приводит во вращение ведущий барабан, покрытый резиной, на который при помощи направляющих роликов заходит стальной трос подъемника. С другого конца трассы петля троса оттягивается при помощи блока, привязанного к дереву или колу, вбитому в землю. Диаметр барабана рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить при рабочих оборотах и выбранной передаче скорость подъема около 2 м/с. В нашем случае барабан выполняет еще одну полезную функцию. После катания на него наматывается весь трос при помощи того же двигателя. Дело в том, что масса троса для склона 250-300 м составляет около 40 кг. Собирать его руками, да еще в глубоком снегу - очень трудоемкая процедура.
загрузить 800 X 500   25 KB

800 Х 500 (25К) . . 2000 Х 1200 (105К)

Важный элемент конструкции - так называемый автомат газа. Его назначение понятно из названия. Когда на тросе нет лыжников, двигатель работает на холостых оборотах. При увеличении нагрузки происходит открытие дроссельной заслонки карбюратора, в зависимости от количества лыжников на тросе.

 

    Датчиком нагрузки служит подпружиненный ролик, касающийся троса или цепи, приводящей в движение барабан. Чем больше нагрузка, тем на большее расстояние смещается этот ролик, передавая это перемещение дроссельной заслонке. Величину перемещения и жесткость пружин необходимо подбирать экспериментальным путем. У нас стоят две дверные пружины, причем предусмотрена возможность регулировки их жесткости путем перестановки в различные положения.

    Трос - обычный стальной, желательно оцинкованный, диаметром 4-6 мм (у нас 5 мм). Его длина должна соответствовать длине склона. Так у нас есть два комплекта, один для крутого склона с трамплином, длиной около 80 м, а другой - для более длинного и пологого склона длиной 250м. Так как трос должен быть в виде замкнутой петли, то его длина должна быть вдвое больше длины склона. Сращивание троса - очень ответственная операция, которую тоже пришлось освоить. Сросток не должен иметь значительных утолщений, а окончания стальных жил должны быть надежно закреплены. Перехлест концов лучше делать не менее 1 м.

    Бугели могут использоваться самых различных конструкций, рассчитанных на данный диаметр троса. Простейший и самый надежный вариант - металлическая пластина с двумя болтами с одной стороны и веревкой с другой. На конце веревки деревянная перекладина для сидения. Трос пропускается между болтов и под нагрузкой надежно ими заклинивается. При снятии нагрузки бугель легко снимается с троса.

    Здесь необходимо заметить, что пользование бугельным подъемником - потенциально опасное занятие. Всегда существует вероятность заклинивания бугеля или частей одежды на тросе. Для повышения безопасности на передней части подъемника установлена оранжевая планка с надписью STOP. При легком нажатии на нее просто отключается зажигание и двигатель глохнет. При более сильном нажатии вступает в действие колодочный тормоз, останавливающий барабан.

800 Х 500 (35К) . . 2000 Х 1200 (165К)

Собрана вся конструкция на стальной раме, сваренной из уголка в виде саней. Это позволяет тащить подъемник даже по глубокому снегу. Все необходимое, включая запас топлива, аккумулятор, блок электронного зажигания, сумку с бугелями на всю толпу и барабан с тросом, - все надежно закрепляется на раме.

 

    Глушитель дополнительно термоизолирован несколькими слоями стеклоткани и кожухом из оцинкованного железа. Бензобак - обычная пластиковая бутылка от лимонада на 2 л. Дополнительно берется запасная канистра на 5 л. Этих 7 литров хватает на работу в течение всего дня и даже еще остается. Для повышения надежности в работе контактное зажигание дополнено электронным коммутатором с тахометром. Аккумулятор - обычный автомобильный. Его емкости с запасом хватает на работу в течение всего дня без подзарядки. В случае отказа двигателя или отсутствия бензина весь трос можно собрать даже при помощи стартера. Правда при этом лучше вывернуть свечу.

    Полная масса подъемника около 90 кг. Самое сложное - втащить его на гору в начале дня. Нужно человек 6 - 8. Зато с горы он едет сам - нужно только не зевать и вовремя притормаживать, управляя направлением. Данная конструкция эксплуатируется уже 5 лет, и полностью оправдала себя в работе.

    К месту катания подъемник, вместе с лыжами без проблем доставляется на легковом автомобиле, не говоря уже о микроавтобусе. Подходит любой универсал (скажем VW-passat) или даже седан (FORD Sierra). В гараже он также не занимает много места (40 х 40 х 160 см).

 

**************************************************************************
**************************************************************************

P.S. В связи с тем, что некоторые люди, прочитав эту статью связываются со мной для получения дополнительной информации, далее привожу наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.

 

Здравствуйте
Не расскажите поподробнее, как регулиуется газ на самодельном
подъемнике, я что-то не совсем понял, как работает "автомат газа"
Спасибо!
Егор

Регулировка происходит следующим образом.
От двигателя на барабан с тросом идет цепная передача. Цепь имеет некоторое провисание. Это провисание скомпенсировано подпружиненным натяжным роликом. ролик соединен тросиком с дроссельной заслонкой карбюратора. На холостом ходу цень слабо натянута, ролик опущен пружиной и газ минимальный. Когда люди вешаются на трос, натяжение цепи возрастает и отодвигает натяжной ролик. Это приводит к добавлению газа. Чем больше нагрузка - тем больше газ.
Величина полного хода ролика не должна превышать свободный ход тросика в карбюраторе. Жесткость пружин подбирается опытным путем - чтобы на разных режимах двигатель не глох и не перебирал обороты.
SKIER

 

Здравствуйте!
Меня заинтересовала статья о подъемнике на гору по адресу:
http://www.skier.com.ua/files/make.html
Но описание самоделки очень поверхностное, можно ли как-нибудь найти или договориться о более подробном описании подъемника. Я замучился лазить на гору...
С уважением, начинающий сноубордист Рустем.

Привет,
Подробных описаний или документации не делалось, т.к. все в единичном
исполнении, методом проб и ошибок.
Была статья в журнале "Моделист-конструктор" ориентировочно году в
1984 плюс-минус пару лет. Поищи в библиотеках, если действительно
интересно. Но там тоже, только основная концепция и расчеты. Делать и
придумывать нужно все самому. Кстати, на борде может и не очень удобно
пользоваться бугелем. Ну и одному не под силу, понадобится группа
единомышленников.
Удачи,
SKIER

Привет.
Спасибо, что откликнулись на мое письмо. Единомышленников как раз у меня и нет к несчастью, и все изза того, что всем подыматься на гору лень. Мне
тоже конечно лень, но я ее преодолеваю :)). А
насчет подъемника думаю мои знакомые заинтересуются. Может тогда подскажете, как на барабане трос не пробуксовывает? Какой материал там нужен и откуда
его взять? Я думал заднее колесо мотоцикла
использовать, но как сделать так, чтоб это колесо крутило трос по кругу не пробуксовывая не знаю. И у троса сильная натяжка должна быть да? И я собираюсь использовать мотоцикл Минск, летом на нем
на рыбалку езжу. А зимой будет подъемником. :)
Ответьте пожалуйста, и на это письмо, я буду очень признателен.
Спасибо, с уважением Рустем.

Мотоцикл не пойдет. Двигатель должен быть от мотороллера, с
принудительным охлаждением (вентилятор).
Трос натягивается усилиями двух человек. Обратная ветвь отводится в
сторону при помощи шкива на дереве.
Барабан у нас служит и для хранения троса, потому такой большой.
Покрыт резиной. У нас это разрезанный вдоль дюритовый шланг
(армированная резина) диаметром 5 см. Получается полоса резины,
которая крепится на барабан болтами. Пробуксовка бывает, если много
людей вешается одновременно. Поэтому больше трех одновременно не
садимся, хотя у мотора сил и поболее. Трос просто охватывает барабан,
как шкив. Никаких двойных петель, а то трос запутается. Сращивать трос
лучше попроси показать того, кто умеет, самому может быть сложно.
Раму, и всю конструкцию придумаешь сам. Скорость расчитывается зная
обороты, передаточное число коробки и диаметр барабана. Больше всего
возни с автоматом газа. Нужно опытным путем подобрать жесткость
пружин, чтобы нагрузка на трос добавляла газ, не даваю двигателю
заглохнуть, а после снятия нагрузки двигатель не шел в разнос, а
переходил на холостые. Я для этого сделал место для нескольких пружин
одновременно. На фотках видно.
Обязательно аварийный выключатель поставь. У нас он даже с тормозом
барабана совмещен. А то без пальцев запросто остаться.
SKIER

 

Здарова Skier!!!!!
Ты не не представляешь как я рад, что ты ответил.
Живу я в Эвенкии а именно в Туре - это не далеко от центра Росии.
Снега у нас более чем достаточно, но всю тему портят холода (средняя
температура -45С), зато весной кататься можно с марта по конец мая.
Три года назад я привез первый в поселке сноуборд, до этого никто
сдесь не занимался горнолыжным спортом, хотя "бегуны" есть и лыжня
есть, но меня всегда прикалывали именно доски. Дыг вот, как я уже
говорил, привез я доску и облюбовав ближайшую гору (их тоже хватает -
плоскогорье), начал осваивать технику катания, но как ты и писал в
статье, катишся считаные секунды а на подъем уходит гораздо больше
времени и главное сил. Вот тогда я стал думать о подъемнике, позвонил
друзьям в Красноярск, Новосибирск, но все они как и большинство народу
пользуются стационарными подъемниками. Тогда стал лопатить инет,
предлагают мобильные электродвижки, но для них соответственно нужен
электрогенератор, есть вариант цеплять его от автмобиля, но вариант
который описал ты наиболее оптимальный. после того как обнаружил твою
статью ,сразу начались приготовления (оговорюсь, за то время как я
катаюсь, появились сочуствующие еще двое знакомых прокатившись на моей
лыже обзавелись своими, один из них из под Киева, кстати передает
привет земляку и родной Украине), нашли движок от "Тулы" - тоже с
принудительным охлаждением, достали необходимое количество троса (и
тут повезло, на основной горе, троса понадобилось чють ли не в два
раза меньше по длине самого спуска, дело в том что "трасса" идет
полумесяцем), а дальше начались проблеммы - на фото, хоть и большого
формата (спасибо) не очень хорошо видны основные узлы "агрегата".
Вот тут начинаю просить: возможно ли сделать несколько снимков
по подробнее или (это конечно вообще наглость) если есть чертежи или хотя
бы размеры крепежей и основных узлов. Так же не понятно что
использовалось в качестве барабана, похоже на колесо от того же
"Муравья", но тогда не понятно как оно из нутри прорезинено и что за
резина используется и не режет ли ее трос.
З.Ы. да еще, если интересно мои фоты: http://club.foto.ru/user.php?user_id=2449

Тула должна подойти. У нас первый был "Электрон", то же
самое, только в "Туле" кажется стартер электрический.
Фотки сейчас делать нереально, т.к. подъемник в гараже сильно завален
хламом. Достаем только когда снега нападает достаточно. Но на тех
фотках, что в статье видно практически все. Чертежей никаких не
делалось, все размеры - по месту. Потому и сделали его дней за 5.
Если есть возможность, найди в какой-нибудь библиотеке подшивку
журналов "моделист-конструктор" за период с 1985 по 1993. Там была
статья с основной идеей. Название не помню, что-то дурацкое, типа "с
мотором в гору".
Но это только идея, придумывать остальное нужно на месте. Основное -
чтобы на 1-2 передаче скорость троса была 2 м/с (на оборотах двигателя
3500). Отсюда диаметр
барабана и соотношение передачи (основная + дополнительная, цепная).
Без дополнительной передачи диаметр барабана был около 10см. И датчик
натяжения приходилось устанавливать на трос. При этом он мерил не
только кол-во лыжников на тросе, но и само натяжение троса, которое
каждый раз разное - как натянешь.
Во втором варианте стоит цепная передача. Натяжение цепи зависит
только от усилия на подъем, а усилие натяжки троса держит барабан. По
конструкции - отпиленный кусок заднего привода муравья - подшипники,
вал, звездочка и колесо. Только звездочку увеличили (от Минска).
Колесо разъединили на две половинки, от покрышки оставили боковые
части. Вместо соединительных болтов - шпильки где-то по 12см.
Получилась "беличья клетка" - катушка, на которую собирается весь
трос. На шпильках полоса резины. Разрезанный вдоль дюритовый шланг
диаметром 80-90мм. Из него выходит несколько таких лент.
Изнашивается, конечно, но меняется в течение 10 мин.
SKIER

 

 

 

 



На основную страницу  |  Администратор