SKIER - FORUM
мой профиль | | FAQ
SKIER - FORUM » Анализ рейтинга сообщения

« Возвратиться в тему. »

Анализ рейтинга сообщения
Автор: Osja
Сообщение: Пришло частное сообщение от одного из скиерян по поводу Узбекистана, в продолжение старых постов продублирую статейку, которую накропал в позапрошлогодний "NTN Snow&More"... Буквально, неделю назад вернулись несколько сотоварищей, которые катали там хели-ски и, как говорится, выиграли джек-пот, положили за три дня 30 вертикальных километров, однако, в этом сезоне, это было скорее исключение, чем правило... Итак, статья (по впечатлениям от поездок 2005, 2006 годов): Ага, значит, хелибординг... Он же хелиски... Он же просто хели... Слова модные…Для большинства снегоскользящей общественности – непонятные… Точно, что в процессе участвует вертолет, точно, что где-то рядом проезжают лыжи с досками… Дальше, обычно, всё покрыто мраком неизвестности, истина же открывается небольшому количеству избранных, которые при употреблении в их присутствии вышеозначенного сочетания звуков, томно закатывают глаза, впадают в ступор от нахлынувших воспоминаний, исчезая при этом на некоторое время из окружающего пространства… Формат статьи позволяет именовать ее скромно «Всё о хелибординге», формат монографии можно было бы назвать «Кое-что о хелибординге», энциклопедический том мы именовали бы просто «Тезисно о хели». Повинуясь формату, остановимся на нескольких наблюдениях, набросках и зарисовках с натуры, сопровождающих это новое и, пока не до конца изученное широким кругом общественности, явление. В первых строках своего повествования спешу сделать одно немаловажное замечание – хелиски (он же хелибординг) – это всегда лотерея. По той простой причине, что вертолеты в силу, одних им известных причин, не летают в плохую погоду. Науке известны случаи, когда особенно отчаянные особи ждали погоду пятнадцать дней…На Камчатке… Из первого замечания органично перейдем к его следствию… Коммерческий хели практикуется в крайне ограниченных точках глобуса. Из наиболее экзотических, уже названная Камчатка, Чили и Бритиш Коламбия… Поближе и породнее – Кавказ и Узбекистан… Издревле повелось, что вертолетное время стоит дорого, значительно дороже, чем бугель, гондола или, даже, снегоход, поэтому платежеспособных клиентов, имеющих время и деньги сыграть в лотерею в отдаленных концах заснеженной поверхности Земли, находится не так уж и много. Исключение составляет, пожалуй, только Бритиш Коламбия, индустрия, поставленная на поток, полеты и спуски, практически, в любую погоду… Ну, Канада и Чили далеко, по карману только обыкновенным украинским миллионерам, а Кавказ и Узбекистан подъемны даже для портмоне просто увлеченных этим делом людей. Про Узбекистан и пойдет далее наш разговор… Итак, Узбекистан… Прекрасная страна с добрыми, открытыми людьми… Восток-дело тонкое, как любил говаривать харизматичный персонаж советского кинематографа, перемены вредят исключительной душевной организации тамошних жителей, поэтому, за последние тридцать лет там ничего не изменилось… Хотя нет… В корне поменялась масть железных коней, теперь в Ташкенте даже пожарные машины марки «Дэу»… Лучшее время для хели в Узбекистане – вторая половина февраля-март. Именно в это время года погода работает в ритме: “три дня-снегопад, четыре-солнце” или наоборот... Причем, ежели снегопад, то 50-70 сантиметров свежего пуха гарантированы... По свидетельству товарища, попробовавшего хели на четырех континентах, именно в Узбекистане произрастает самый лучший снежный покров, из всех виденных им на старушке Земле. Именно это время выбирают группы из России, Прибалтики и всевозможных зарубежий для освоения просторов Западного Тянь-Шаня в лице Пскемского хребта, основного района хелибордингового катания. Правда, Пскемский хребет – звучит для отечественного уха как-то незнакомо, куда привычнее для нашего человека названия, знакомые с детства – Чимган, Бричмулла... С Бричмуллой, кстати, у бардовых корифеев вышла промашка – селение называется Бурч-Мулло (место, где есть мулла). Музыкально одаренные читатели могут исполнить акапелло нетленное произведение Никитиных, изменив род и название. Район катания и проживания рассположен в 70 километрах от Ташкента, и 12-ти от Чимгана... Дорога сносная, насыщена восточним колоритом в лице стоящего на ней вагончика и узбекского гаишника в нем. Гаишник рассказывает в течении четверти часа, что дорога закрыта, что в горы зимой ездить запрещено, что трасса правительственная и, вообще, не положено, после чего удовлетворяется десятью долларами мзды и умолкает. Вообще, десять долларов – сумма в Узбекистане магическая. К тому же, на Востоке люди никуда не спешат и четверть часа прослушивания перечня запретов также входит в программу, как и денежный эквивалент. Проживают, обычно, страждущие нетронутого снежного покрова, в отеле с поэтическим названием “Бельдерсай”. Приличный четырехзвездочный отель, рассположенный к тому же ровно посредине канатной дороги, причем прямо на территории отеля есть подсадка... Это очень удобно, если небо покрыто облаками, погода нелетная, вертолет сломался, или у отца всех узбеков день рождения, вследствие чего закрыто всё воздушное пространство страны. Кстати, о катании с подъемника. Одна из двух действующих в стране горнолыжных трасс рассположена на северном склоне горы Кумбель и имеет общий перепад высот порядка 750 метров. Именно на ней мне довелось покататься при температуре воздуха в +14 градусов, а когда температура упала до +5, по самому жесткому в моей жизни обледенелому склону. Когда-то, при Советской власти, эта трасса считалась самой протяженной в СНГ (во всяком случае, так ее рекомендовали местные аборигены). Канатка ходит на гору абсолютно пустой, даже если она стоит, ее с радостью запускают для Вас всё за те же магические десять долларов, на всю гору катаются только две группы, приехавшие на хелибординг, несколько местных жителей и пять-шесть чудаков, зависающих на метео-станции и у тамошних инструкторов. Горнолыжный сезон короток – в январе –холодно, в марте-жарко, правда, это не значит, что в начале февраля Вы не попадете в температуру с двузначным значением со знаком “плюс” и как следствие, на тотально обетоневший склон. В общем, никакого смысла специально ехать кататься на эту мега-длинную трассу СНГ нет. Впрочем, люди и едут туда вовсе не за этим. Собственно, сам хелибординг. Катают в Узбекистане группы райдеров целых два вертолета МИ-8МТ сразу. Если повезет. Если один не сломается. Если их вовремя обслужат. Если один не заберут на удовлетворение насущных потребностей Президента. Ходят легенды, что когда-то был третий вертолет, но он разбился, вывозя золото с одного из узбекских приисков. Сейчас вертолетов два, отношение у местных пилотов к ним более, чем трогательное, как к молочной корове в неурожайный год. Вертолеты берегут, их холят, нежат и лелеют. Что не спасает, иногда, от их поломки прямо перед началом катания. Бывали случаи, когда с утра вертолет запускался, все дружно прыгали вовнутрь, после чего оказывалось, что не держит давление какой-то клапан, и каталка на сегодня отменяется. А солнце ярко светит, а на завтра по прогнозу метель. Или, например, пилот отказывается садиться на какую-нибудь площадку, мотивируя это тем, что не работает один из двух высотомеров. Однако, если уж каталка началась, то количество счастья, которое свалится на Вас в короткий промежуток времени, заставит забыть обо всех жизненных неурядицах, неразумно потраченных денежных знаках и общем несовершенстве окружающего мира. Километры мягкого, свежего, искрящегося на солнце, первозданного пуха повергнут Вас в состояние эйфории и аффекта, Вы перестанете трезво соображать, эмоции переполнят грудь, а давление подскочит. Минуты плавного, но стремительного, скольжения сольются в один прекрасный миг и станут предметом многочисленных обсуждений участниками концессии в будущем. Спуски осуществляются с высот около 3600-4200 на 2000-2500... Самый длинный из задокументированных нами спусков составлял около 1700 метров вертикального перепада, самый короткий - 800. Общую длину спусков никто не считает, в качестве единицы измерения используют вертикальные километры или время работы винтов вертолета. Например, подписывая контракт на организацию тура, райдеры вольны выбирать, например, 25 вертикальных километров спуска, или 9 часов работы винтов. Точно также, как и организаторы тура вольны в этом случае, организовать более длинную докатку по пологой трассе к вертолету или катание в удаленном ущелье с большим временем подлета-отлета к нему . Обычно, за день удается сделать 5-6 спусков, нормальным считается положить 8 километров вертикального перепада, 10-для особо одаренных... Правда, ходят легенды о неких французах-швейцарцах, которым удалось сделать за день 14 километров. Снег в районе Пскемского хребта особенный... Даже падение в него на большой скорости воспринимается, как мягкое погружение в нежную перину. Правда, потом, необходимы специальные навыки, чтобы снова оказаться на ногах. Очень потешно выглядели участники экспедиции, выкапывающие перед собой лопаткой дорожку для сноуборда... Группа состоит обычно из пятнадцати райдеров, двух гидов и лавинщика. Лавинная обстановка в тех местах достаточно сложная, частые снегопады, яркое солнце и большие углы наклона склонов крепко усиливают вероятность схода лавин. В 2004-м году, к сожалению, один из гидов погиб. Наличие лавинных датчиков, противолавинных лопаток и поисковых биперов обязательны. Весьма примечательно катание с горы Большой Чимган (честно говоря, не очень знаю, есть ли Малый). Примечательно оно тем, что в отличие от удаленных от человеческого жилья районов катания, этот спуск происходит на глазах у местного населения и заканчивается прямо у нижней станции канатки Чимганской горнолыжной трассы. Кстати, национальной узбекской горнолыжной дисциплиной можно считать скоростной спуск на полиэтиленовых кульках, к которым привязывается с двух углов обыкновенная веревка. Именно на Чимгане я видел единственный в своей жизни пункт проката полиэтиленовых кульков. Апре-ски. Отсутствует, как класс. Длинными зимними вечерами участники экспедиции забавляли себя неспешной беседой на дастархане, дегустацией “Джеммисона” из небольшой пятилитровой емкости, игрой в дартс... К позитивным моментам бытия можно отнести наличие в отеле сауны и бассейна, в котором устраивались импровизированные турниры в водное поло. Отель стоит прямо посреди горы, до ближайшего населенного пункта 12 километров, населенный пункт называется Чимган, и специально для Вас там могут открыть дискотеку, если Вы обязуетесь купить там пива, людей нету вовсе. В нелетные дни можно с успехом съездить на экскурсию в Ташкент, благо расстояние всего 70 километров, окунуться в неповторимую атмосферу восточного базара, а если в группе есть хоть один настоящий продажник (так, обычно, офисные работники называют специалистов по продажам), то и получить море удовольствия, созерцая его переговоры с гражданами по ту сторону лотков. Узбекская кухня вкусна, обильна и калорийна. Жалкое подобие в лице узбекских ресторанов в наших краях, не идет ни в какое сравнение с ориентальной кухней в Ташкенте. Наверное, так японцы смотрят на киевские суши-бары... А цены... Магические десять долларов на лицо и все радости жизни у Вас в кармане. Итак, небольшие итоги пространного и немного сумбурного повествования. В позитиве: Один из лучших на планете снежных покровов, замечательные разнообразные трассы, грамотные и надежные гиды, хороший отель, наличие горнолыжной трассы под боком, восточный колорит, замечательная компания. В негативе: Материальная часть в лице вертлетной техники советского производста, незаинтересованность пилотов в результатах своего труда, вероятность запретительных действий правительства на полеты в самый солнечный и безветренный день. И, всё-таки, хелибординг – это здорово... Высшая степень горнолыжного наслаждения, крайняя степень свободы, ощущение полета и единения с километрами девственно чистого, нетронутого снега... Праздник, который потом у тебя в голове всю жизнь 

Общая статистика:
Данное сообщение еще никем не оценивалось

Голосующий
Оценка
Объяснение причины оценки сообщения



Пожалуйста, кратко опишите причину, по которой Вы ставите такую оценку сообщению.
Оценки сообщений без указания уважительной причины будут считаться нарушением правил
и наказываться лишением права на оценку сообщений.

Длина комментария не более 300 символов.
Осталось   символов