...тут такое дело... ...приходится частенько по работе ездить во всякие интересные места. Два месяца назад судьба (в лице старенького, натужно ревущего Ту-154 ) забросила меня как раз в те края. Целью поездки было Приобское нефтяное месторождение. Поскольку на данный момент Нефтеюганский аэропорт временно прикрыт, пришлось выбирать из двух оставшихся в ХМАО аэропортов - в Сургуте и в Хантах. Летел через Сургут - дорога уже наезженая. Ну что сказать? Действительно, Север есть Север. Вылетал из Киева - было плюс 9 - разбаловала нас зима . В Москве - минус 5 - тоже вполне терпимо, как для февраля На посадке в Сургуте стюардесса радостно сообщила, что за бортом минус 27. И тут я поднапрягся . Между тем, как оказалось, все, что теплее минус тридцати - вполне нормальная для этих мест погода. А вообще на Севере нет плохой погоды. Есть одежда плохая, но ее носить не рекомендуется Лирическое отступление: два полных комплекта "рыбацкого" термобелья, тонкий и толстый, надетые один поверх другого, зимние кроссовки, прозаические джинсы и самая обычная лыжная куртка прекрасно справлялись со своей задачей - все без исключения окружающие (одетые в громоздкие японские и канадские суперпуховики) непрестанно спрашивали, не холодно ли мне . Было не холодно. Проблемой стало защитить от холода пальцы. Чтобы жать на кнопку камеры, приходится снимать варежки, а на тамошнем морозе это ой как нежелательно. Причем, в безветрие при минус тридцати мороз очень коварен: поначалу холод совершенно не чувствуется, ощущения вполне терпимые. Зато что будет потом, лучше и не знать. Я выходил из положения так: сначала натянул тонкие флисовые перчатки, а сверху уже «рыбацкие» перчатки-варежки со снимающимся верхом. Вполне комфортно работать. Хотя иногда увлекался – снимал варежки. Так потом приходилось бежать к вахтовикам пальцы отогревать, пока не отвалились. Но это потом. Итак, из аэропорта знакомый подкинул меня до Нефтеюганска. На этот раз Сургут пролетели на одном дыхании – по прогнозу надвигалась пурга и нужно было успеть на правый берег Оби, пока дорогу не начало заметать. Да и толку останавливаться надолго в полпятого утра?
Сургут ночью очень красив – весь сияет огнями. Да и зданиями застроен сплошь современными – из стекла и бетона. Очень улыбнули скульптуры, вырезанные изо льда. Отдельные композиции и целые ледовые городки разбросаны по всему городу. Ночью они подсвечены разноцветными прожекторами – очень здорово смотрится.
Уже засветло приехали в Нефтеюганск. Городок конечно, поменьше Сургута, но тоже очень красивый и аккуратный. Находится возле развилки трассы с Сургута на Тобольск и далее на Тюмень, или на Ханты-Мансийск. Сам город, прилегающие поселки, вахтовые городки, буровые, а также все остальное на многие и многие десятки километров вокруг принадлежит компании «Юганскнефтегаз» - дочке всесильной «Роснефти». Даже при въезде на фоне гордой стелы с названием компании как-то не заметил табличку с названием городаJ
Центр города очень красив. Особенно ночью, когда ярко разгораются огни иллюминации, светятся подсвеченными стеклянными гранями здания и неизменные ледяные скульптуры.
К сожалению, все дни напролет пришлось проводить на месторождении, только в последний день командировки удалось немного побродить по городу засветло. Город строится. Очень красиво и с размахом. Церковь новую отгрохали.
Дворец отдыха нефтяников тоже впечатляет, дворец спорта «Сибиряк», кинотеатр.
Городок маленький, но ощущение производит зажиточного такого, крепкого города. Есть, конечно, и более старые дома. Как и в других северных городах, они выкрашены в яркие цвета.
Мода такая пошла то ли с Кагалыма, то ли с Нижневартовска. Это чтобы людям как-то скрасить свинцовую серость коротких зимних дней. И на невыносимо длинные зимние ночи тоже управу нашли. И так в городе света много, так еще новогоднюю иллюминацию снимают только в мае. Нам, людям приезжим, кажется, что в городе вечный праздник. Хотя, оно, конечно, совсем не так. Жить на Севере тяжеловато, опять-таки, вкалывать приходится.
Ночью на горизонте полыхают зарева. Горят факелы на буровых. В багровых отблесках фантастическими монстрами снуют по зимникам многотонные грузовики. Работают днем и ночью, спешат завезти на буровые оборудование, пока не раскисла тайга, не утонули в болоте зимники. Еще далеко затемно трассу начинают чистить от снега и на месторождения начинают из выруливать из города автобусы и автомобили с нефтяниками.
«Длинный рубль» понемногу как-то укоротился и сегодня шальных денег на Севере уже не найдешь, как, впрочем, и нигде в Сибири. Здесь есть много работы и много хороших людей, которые эту работу делают. Здесь не всегда есть комфортные условия для жизни, но всегда есть желание и воля перебороть трудности и крепко стать на ноги. Есть чувство локтя, чувство настоящей дружбы. Здесь принято верить на слово и выполнять обещанное. Именно в таких местах начинаешь понимать, какова она, Россия. И даже любить ее.
Можно не любить москвичей, можно не понимать питерских. Но, не стоит делать никаких выводов о всех россиянах, пока не перевалишь за Урал. Как по мне, так именно здесь настоящая Россия только и начинается.