Здравствуйте, в эфире очередной выпуск Stubai FM. С Вами DJ Goofy. Осталось 43 дня до старта kiwi-вылазки в Австрию, на покатушки по программе "Корона Тироля". В этом выпуске мы поговорим о транспорте. О том, каким образом мы будем добираться до обольстительной Штубайщины. Формула проста: "Поезд + автобус". Т.е. мы выезжаем из Киева поездом. Кстати, не только из Киева - с нами часто ездят и любители покатушек в стиле kiwi из других городов. Из Киева мы выезжаем на поезде №99 Киев-Ужгород. Отправление из Киева 30 апреля в 15:22.Прибытие в Чоп 1 мая в 06:05.
Рано утром мы прибываем в город-герой Чоп, где нас уже ожидают автобусы. Обычно в туристических поездках тип автобуса зависит от численности группы. Это может быть либо 8-местный минивэн, 18-местный микроавтобус либо мидибус на 25 человек. Большие автолайнеры используются при численности группы более 25 человек. Но в поездках в формате kiwiClub предпочтение отдается маленьким бусикам. К этому решению мы пришли путем проб и ошибок, на основании многолетнего опыта. Я, как координатор kiwiClub, организовал хм... точно не скажу, но, думаю, не менее сотни различных поездок, походов, вылетов, сплавов и прочих безобразий. Первая моя поездка в Австрию состоялась еще в 2008 году. Тот год был вообще "урожайным" - тогда были первые вылазки в Грузию, на горнолыжный курорт Гудаури и в Непал, на трек к Эвересту. На следующий год были поездки в Италию, в Австрию, первая вылазка в Иран, непальский трек к Аннапурне и множество других приключений. Не говоря уже о многочисленных летних и зимних поездках в Карпаты. И, как показал опыт, оптимальный вид транспорта - микроавтобус.
Впрочем, каждый тип автобуса имеет свои преимущества и недостатки. 8-местные минивэны - самые "шустрые". По правилам, принятым на австрийских автобанах, 8-местный бус приравнивается к легковому автомобилю и может развивать скорость на автобанах до 130 км в час. Соответственно, до места назначения такой автобус добежит быстрее, сэкономив пассажирам час-полтора светового дня на всякие полезные дела, как то поселения, экскурсии, покатушки или походы в магазин за пивом. Минусы минивэна вытекают из его плюсов. Компактные размеры. Пассажиры, как в легковой машине, несколько скованы в движениях и, как бы не комфортны были кресла, недостаток подвижности к концу перегона начинает несколько утомлять. Багаж компактно размещается в багажнике и в салоне. Скажем честно, несколько тесновато.
То ли дело большой автолайнер или мидибус - средний туристический автобус. Они достаточно просторные, в них можно встать, потянуться, походить. Машины мягче на ходу - плывешь, как на корабле. Багаж не складывается в салон, а отправляется в багажные отсеки. В некоторых моделях мидибусов багажники невелики, вмещают только чемоданы, а лыжи и сноуборды в чехлах укладываются на задне сидение в салоне. Эти кресла все равно никто не занимает, а когда снаряга рядом - как-то поспокойнее. Из минусов - ограничение скорости в еврозоне до 90 км в час для автобусов с "неевропейской" пропиской. На длинном перегоне мидибус приходит к месту назначения ощутимо позже минивэна.
Микроавтобус в этих координатах находится где-то посредине. Он просторнее минивэна, почти такой же в удобстве, как большой автобус, разве что уступает ему в мягкости хода. Но, ограничение скорости для него такое же, как для больших автобусов - до 90 километров в час. Он маневреннее большого автобуса и незначительно выигрывает у него в городских условиях, на автобане они равны.
Так вот. В Чопе нас встречают минивэны. Экспериментальным путем мы "вычислили", что для туров в Тироль они - самый оптимальный вид транспорта. Независимо от количества участников kiwi-тура, ми едем этими юркими машинками. На настоящий момент у нас идет комплектование экипажа третьего kiwi-бусика. Изначально мы планировали ограничиться тремя машинами. В крайнем случае возможно участие дополнительного экипажа, но пока этот вопрос в стадии обсуждения. Грузим багаж в багажное отделение, лыжи в чехлах или без оных укладываем в лыжные боксы на крышах бусиков. Сноуборды также отправляются в багажники.
У нас есть немного времени для пополнения запасов в Чопе, заскакиваем в близлежащий магазин попить кофе и прикупить минералки и едем в сторону таможни. Кстати, по размещению. В минивэнах размещается, помимо водителя, 7-8 пассажиров. Два ряда по три кресла в салоне и одно- либо двухместное кресло спереди, возле пилота. Стартуем ориентировочно в 7:00.
Сложно сказать, сколько займет прохождение таможен в Чопе, нашей и венгерской. В нашей практике было прохождение и за полтора часа и за пять часов. Спланировать этот фактор невозможно. Сама дорога от Чопа до таможни занимает каких-то полчаса, с заездом на заправку, посещением крайнего на "нашей" территории туалета и возможностью поменять еще немножко гривен на евро (в Европе это будет проблематично). Будем надеяться, что пройдем таможню за 2-3 часа. От Чопа до Граца 741 километр, т.е. почти 9 часов езды, с учетом остановок на заправках, для перекусов и посещения уборных. При пересечении границы переводим часы на час назад. Вот и считайте. Самое раньшее, мы сможем въехать в Грац в 17:00. Времени на осмотр столицы Штирии более, чем достаточно. При худшем варианте мы будем на месте в 19:00. В распоряжении неутомимых краеведов останется еще несколько часов светлого времени. И вся ночь впереди. Ночной Грац - это нечто! Впрочем, слишком увлекаться тоже не стоит. Нас ожидает ранний подъем утром. Сразу следует отметить, что тур "Корона Тироля" - очень насыщен, и практически каждый день тура выезду будут планироваться на 7:00. В мае встать пораньше совсем не сложно - светает уже в 5, а свежее австрийское утро - это самое благодатное время. Во второй день нам предстоит покрыть несколько меньшее расстояние, чем в первый день, почти 500 км. Но нас ждет множество экскурсий, поэтому медлить не стоит. Весь маршрут проходит великолепными автобанами через горную Штирию и Зальцбургланд. Ориентировочно в 10 утра мы прибудем в Хальштадт. Совершенно изумительный городок, одна из визиточных карточек Австрии. Здесь мы проведем всего лишь 2 часа. Почему так мало? Во-первых, мы спешим. Увы, но больше времени на Хальштадт выделить не удастся. С другой стороны, и это "во-вторых", городок настолько миниатюрный, что пары часов вполне хватит, чтобы обойти его вдоль и поперек (больше вдоль, поскольку Хальштадт примостился на узеньком наклонном пятачке суши, отвоеванном у озера в сени огромных скал горного массива Дахштайн. Вырвавшись из Зальцкаммергута, долины, где спрятался Хальштадт, мы через несколько перевалов переезжаем в Зальцбург. Ориентировочно мы прибудем в столицу Зальцбургланда в час или два часа пополудни. У нас в распоряжении 3 часа на осмотр достопримечательностей и смакование торта "Захер" в кафе одноименного отеля. Все это время бусы будут стоять на стоянке возле Дворца Мирабель и участники могут сами сплаировать свой маршрут по Зальцбургу. Осматривать старинные соборы, пить кофе в цукерне или бродить по близлежащему "Шпару" - личное дело каждого. Главное, чтобы все вовремя прибыли на стоянку ко времени старта. Из Зальцбурга выезжаем в 16:30 и уже в 7 часов вечера паркуемся возле нашего отеля "Гостинный двор Гофера" в Фулпмесе в долине Штубайталь. Останется еще вдосталь времени нормально разложить вещи, приготовить ужин, а то и сделать первую ознакомительную вылазку в Фулпмес- благо мы живем в самом сердце этого милого тирольского городка. По приезду в Штубай миссия пилотов наших бусиков на время прерывается и они бездельничают в следующий день, пока мы катаемся. От места проживания к подъемникам мы будем добираться скибусами - о них в последующих выпусках Тироль ФМ. В последующие дни также будут выезды на соседние ледники. Дорога на Питцталь, Зёльден, Хинтертукс и Каунерталь занимает от полутора до двух часов времени. Таким образом, чтобы вдоволь накататься, участники факультативных вылазок должны ориентироваться на время выезда в 7:00. Возвращаться с набегов будем в 6-7 часов вечера. Те участники тура, кто остается в долине Штубайталь раскатывать ледник Штубайер, добираются до нижней станции Муттерберг бесплатным шаттлом. Шаттлы ходят регулярно, остановка находится прямо перед отелем.
Обратный путь аналогичен дороге "туда". Рано утром, в 8:00 мы покидаем гостеприимный Штубай, едем в Вену. До австрийской столицы менее 500 километров и с остановками на перекуры, перекусы и переписы мы доберемся до места назначения в 14:00. Времени более, чем достаточно, для тщательного исследования всех укромных закутков этого шикарного города. Шучу! Для полноценного знакомства с Веной не хватит и недели. Но мы попытаемся максимально использовать имеющеесмя у нас в распоряжении время, чтобы осмотреть хотя бы Иннерштадт - исторический центр имперской столицы. Покидаем Вену мы рано утром следующего дня. Выезжаем в 7:00. Со всеми остановками и временем на прохождение таможен в Мукачево прибудем до 17:00. Дожидаемся посадки на поезд №99/100 Ужгород-Киев. Выезд из Мукачево 11 мая в 18:17. Прибытие в Киев 12 мая в 07:23. Про поезд. Раньше kiwi занимался централизованной покупкой билетов на всю группу. Сейчас мы так не делаем. Дело в том, что кто-то хочет ехать в купейном вагоне или в СВ, кто-то вполне довольствуется плацкартом. Кто-то прибывает из другого города и добирается до места автобусного старта другими маршрутами. Были случаи, когда люди приезжали в Чоп заранее, там ночевали и встречали основную группу утром. Кроме того, при покупке билетов у некоторых есть льготы - ветеранские, пенсионные, "афганские", "чернобыльские" и другие. Посему, дабы не создавать путанницу, билеты на поезд каждый участник приобретает самостоятельно. При этом, конечно, правильно договориться, чтобы брать билеты если и не в один вагон, то несколькими группами в коллективах. Вместе ехать веселее. Некоторые ЧаВо по графику движения: - Где искать наш автобус в Чопе? Нельзя ли там заблудиться и опоздать? - Искать наши автобусы особо и не нужно. Наша группа выходит в Чопе из поезда и собирается перед зданием вокзала. Вокзальчик в Чопе небольшой. Прямо перед входом в вокзал будут загружаться парочку больших туристических автобусов. Это экскурсионные группы в Будапешт и в Вену. Наши бусики будут стоять немного левее здания вокзала (если смотреть от вокзала на привокзальную площадь). Возле них будут сновать люди с лыжами и сноубордами в чехлах. Ошибиться невозможно. Можно, на крайний случай, позвонить на телефон kiwi-гида (он будет разослан всем участникам группы в «списке полезных адресов и телефонов») и спросить: «а Ви де?». Пока производится погрузка, можно будет сгонять в магазинчики на привокзальной площади, прикупить минералки или попить кофе. Покупка пива крайне не рекомендуется – пиво сильно замедляет движение автобуса. Впрочем, времени ходить по магазинам будет в обрез. Быстро загружаемся и едем. Чем быстрее заедем на таможню, тем меньше будет очередь. Если повезет обогнать экскурсионные автобусы – вообще красота – сэкономим час для прогулок по Грацу. - А что мы будем кушать по дороге и в Граце? - Вопрос не ко мне. Сами решите, что Вы предпочитаете есть. Рекомендуем взять с собой в дорогу какие-нибудь шоколадки или печенье, фрукты. Можно и бутерброды приготовить. Только не очень много. Вообще-то через границу провозить мясные и молочные продукты нельзя, но к паре канапок и бутылочке йогурта пограничники, как правило, не придираются. Также будем останавливаться на заправках, где можно приобрести сэндвичи, соки, йогурты. В Граце, как и в других австрийских городах масса заведений общепита, где можно славно перекусить. Также кафе есть и в гостиннице, в которой мы остановимся. А по дороге рекомендуется питаться опять сэндвичами, йогуртом, фруктами. Кроме того, обязательно сделаем остановку на обед возле какого-нибудь кафе, где можно будет заказать гуляш, отбивную или чего-нибудь в таком роде. - Как долго ехать? Что можно посмотреть по пути? Будем ли делать остановки? - График движения указан выше. Во второй день нам предстоит покрыть несколько меньшее расстояние, чем в первый, около 500 км. Весь маршрут проходит великолепными дорогами через горную Штирию. Так что, помимо остановок на экскурсии, можно будет вдоволь насмотреться на альпийские пейзажи. Впрочем, это тоже надоедает со временем. И встает вопрос, чем занять себя во время движения в автобусе. (если не спится). Именно для этой цели мы берем с собой MP3 и слушаем музыку, аудиокниги или аудиокурс немецкого языка. Остановки будем делать каждые 2-3 часа. Останавливаться будем в специальных "карманах" - это такие оборудованные площадки, с туалетами (даже душ есть), кофейным автоматом, столиками и родничками с питьевой водой. Можно выйти перекусить своими бутербродами. На обед заедем на заправку с недорогим кафе. - А я успею на месте купить продукты в магазине? Он еще будет открыт? - Тему организации питания мы рассмотрим в одном из предыдущих выпусков "Тирольского радио". Для успокоения замечу, да, необходимые продукты прикупить успеете. Единственный нюанс – 2 мая в Европе – выходной или нет? Если выходной, тогда магазины могут быть закрыты. Поэтому на всякий пожарный случай стоит с собой иметь небольшой запас «Мивин» и прочих каш быстрого приготовления. - Во сколько выезжаем на гору и во сколько возвращаемся? Что делать, если опоздал? - Тема следующих выпусков. Забегая вперед, скажу, что каждый планирует время выезда на катание и возвращение самостоятельно. Передвижение по долине на скибусах. Чертовски удобно и никто никуда не опаздывает. Первый выезд сделаем организованно, чтобы купить скипассы с групповой скидкой. Гид лично проследит, чтобы никто не опоздал. Выезд будет на ски-шаттле. Гид проведет всех на остановку, а также проведет инструктаж на тему, как пользоваться скибусами. Набеги на соседние ледники - по отдельному графику. Выезд в 7:00. Опоздавших ждать не будем. Кто опоздал - остается раскатывать наш "домашний" ледник Штубайер. - А зачем мы будем ездить на другие ледники? Это вообще, обязательно? - Не обязательно. Поездки на другие ледники - дело сугубо добровольное. Мы выбрали ледник Штубай в качестве базового для нашей поездки. Можно все время кататься только на леднике Штубай. Потому что на Штубае самая большая зона катания в это время года и самые лучшие условия по снегу. Условно говоря, если на Штубае снег будет рыхловатый, то на других ледниках и подавно "сало". Кроме того, мы выбрали местом проживания Фулпмес, потому что он находится в центре Тироля и от него удобно ездить на другие ледники. До Хинтертукса, Питцталя, Кауннерталя и Зёльдена из Фулпмеса примерно 1,5 - 2 часа езды. Т.е. если мы выезжаем в 7:00 из долины Штубай, то в 9:00 мы уже будем на нижних станциях ледников, а то и раньше. Катаемся до 16:00-16:30, собираемся возле нашего автобуса и возвращаемся в Фулпмес до 19:00. Чем еще хорош Фулпмес - тем что он находится в самом широком месте долины Штубайталь. Солнце здесь заходит позже, а встает раньше, чем в других местах долины. Следовательно, световой день чуток дольше. Еще отсюда очень удобно добираться до Иннсбрука - автобусы и горные трамвайчики каждые полчаса ходят. Если вдруг непогода и ледники будут закрыты - из Фулпмеса очень просто "сбежать" в Иннсбрук. - А почему именно Хинтертукс, Зёльден, Каунерталь и Питцталь? И зачем аж четыре "дополнительных"ледника? И почему по одному дню на каждый ледник? - Названные ледники - однозначно лучшие места для катания в это время года. Лучше только Штубай - потому что он больше по площади и лучше по снежным условиям. Хинтертукс - традиционное место проведения лыжных школ и тренировок спортсменов. Зона катания небольшая (около 40 км трасс), но интересная. Поскольку нижние трассы в мае подтаивают, то фактически для катания пригодны 20-30 км трасс - как раз на один день катания. Каунерталь - родина австрийского сноубординга. Курорт с хорошим разнообразием трасс от сложных до простых. А еще здесь расположен совершенно чумовой халфпайп. Зёльден - очень интересный курорт зимой. В мае же открыты для катания только два небольших ледника - Раттенбах и Тиффенбах. Между собой они соеденены тунеллем. Очень позитивное место для катания, но больше одного дня там делать нечего (имхо). Та же ситуация и с Питцталем. Ледник маленький, даже камерный - около 30 км трасс. Но очень интересный. Как раз на один день катания. Таким образом, мы "снимем сливки" с майского катания, покатав по дню на каждом из "небольших" ледников и уделив день-два, а то и три дня (кто как захочет) Штубаю. Впрочем, тут у участников kiwi-тура есть выбор - ехать ли на другие ледники, либо катать Штубай. Также есть выбор, в какой из дней устроить себе отдых. Мы рекомендуем отдыхать на третий день тура, но каждый волен себе решать по-своему. С одной стороны наш тур дает возможность в полной мере насладиться сафари по ледникам. С другой - мы во время тура не переезжаем с места на место, живем в одном и том же доме, не привязаны к автобусу и можем сами планировать дни катания и дни экскурсий, и есть возможность выбора, на каком леднике кататься, а на каком нет. - Сколько времени будет на осмотр Иннсбрука? - Целый день. При грамотном подходе и хорошей погоде за день можно увидеть очень многое. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос в специальном выпуске Tirol FM, посвященному исключительно Иннсбруку. - А на Зальцбург, Хальштадту и Грац сколько времени будет? - Непосредственно в Зальцбурге мы проводим 3 - 3,5 часа. Конечно, для такого города - это крайне мало, но для чудесной фото сессии в центре вполне достаточно. Хальштадту уделим всего два часа, но учитывая миниатюрность городка, этого должно хватить. В Граце и в Вене мы ночуем и поэтому время на "разграбление" городов зависит исключительно от оставшихся сил и денежных знаков. - На обратный поезд успеем? - Да, должны успеть. Можно ожидать каверз от таможенников (при въезде в рідну неньку и при общении с нашей таможней быстро утрачиваешь европейскую мягкость). В одной из прошлых поездок, старожилы kiwi-поездок были свидетелями, таможенники, зная, что скоро поезд на Киев, специально задерживали на границе автобусы с пассажирами, вымогая бакшиш. В этом году, будем надеятся, европейская весна придет и на украинскую таможню и каверз не будет. У нас есть запас по времени перед поездом, так что волноваться особо не стоит. В крайне случае, мы можем "догнать" поезд бусиками, поскольку наши бусы все равно будут возвращаться во Львов, откуда они родом. И поезд идет туда же, но только гораздо медленнее. Все же стоит рассчитывать, что по прибытию в Мукачево у нас даже будет некоторый запас времени, чтобы пройтись по окрестностям, прикупить чего-нибудь вкусненького в поезд на обратный путь, да и просто попить кофейку перед отъездом.