Автор
|
Тема: Лавины в Карпатах
|
yura_net
Завсегдатай
(#1238)
Киев
Отчеты
Рейтинг: 327
Оценить сообщение!
|
Пришла весна, снега в горах много а температура колеблется около 0 - самое время для лавин. И вот где-то в новостях промелькнуло сообщение о лавиноопасной ситуации в Карпатах. Потому собственно и предлагаю поделиться информацией, опытом и просто мыслями.Не раз слышал то людей, что в районе Пилипца-Подобовца лавины - не такое уж и редкое явление. Даже кажется были человеческие жертвы. Но всё это так, на уровне слухов. Наверняка кто-то обладает более достоверной информацией и может подтвердить или опровергнуть. Поделитесь, многим это будет интересно и полезно мне кажется. Ну и вобще, интересно, какие именно склоны опасны (не только Пилипец-Подобовец, в целом по карпатам интересует), где были зафиксированы лавины, в какие даты? Насколько я понимаю опасно только внетрассовое катание?
|
|
Rusanchik
Завсегдатай
(#2666)
Киев
Рейтинг: 190
Оценить сообщение!
|
Про Пилипец-Подобовец достоверно знаю: лет 10 назад погиб человек при спуске с Великого Верха прямо вниз если от вершины смотреть на пилипецкий подъемник. Там лавины частенько бывают.. обычно туда лучше не соваться, а тем более сейчас. Лет 5 назад знакомый попал в лавину в правом цирке Гембы (если смотреть от пилипецкого подъемника вверх). Обошлось потерянной лыжей. Ее нашли только в мае  Лавины почти никогда не сходят на гребнях, поэтому на гребнях обычно можно кататься. Ниже уровня леса тоже лавины большая редкость. Исключение: кулуары в лесу. Лавиноопасный склон лучше не траверсировать. Если все-таки траверсируете склон лучше ехать по одному и НЕ след-в-след. Не стойте под крутым слоном, даже в достаточном отдалении в цирках и тем более кулуарах. Не ходите на верх в тумане: в тумане можно заблудиться и тогда запросто выедете на лавиноопасный склон. А вообще лавины штука достаточно не предсказуемая И может сойти даже на достаточно пологом склоне.Говорят, бывают случаи когда сходят на склоне в 15 градусов.
|
|
|
<StasV>
Без регистрации
|
Возражу ... Лавины наоборот довольно предсказуемы . Есть условия в которых они сходят с очень большой вероятностью , просто надо посмотреть на погоду , ветер , колличество снега , рельеф местности и проанализировать все эти факторы. Насчёт нижней кромки леса - вот там как раз и есть контуры отрыва лавин ... очень ярко это видно на одном из склонов между Пилипцом и Подобовцем ... там как раз по всем правилам она сходит  А вообще всем кто бывает в Приэльбрусье и хочет узнать больше о лавинах очень рекомендую посетить лекцию у Игоря Комарова - тогда много вопростов по лавинам тут же отпадёт  Ну и всем желаю безопасного катания... и если уж лезете за пределы трассы - то спросите у тех кто катается в данном регионе много лет или у спасов про лавинную опасность в данном регионе ... ну и пользуйтесь мозгами и возите с собой лавинное оборудование (Бипер, лопату, лавинный щуп)... и если не уверены - то не не суйтесь на потенциально опасный склон 
|
|
Osja
Завсегдатай
(#464)
Зима
Отчеты
Рейтинг: 4285
Оценить сообщение!
|
Гемба - кулуар, дальняя Швейцария. Драгобрат - г.Жандарм, Близинцы Вообще-то, лавинная опасность крепко выше в первые сутки-двое после обильного снегопада... Обычно в это время снег еще не слежался, ночные-дневные колебания температуры не оказали должного влияния на образование подложки...
|
|
<StasV>
Без регистрации
|
Если быть более точным - то первык четверо суток
|
|
|
YP
Завсегдатай
(#2532)
Kiev
Рейтинг: 265
Оценить сообщение!
|
Цитата: Оригинал отправлен StasV:
... возите с собой лавинное оборудование (Бипер, лопату, лавинный щуп)...
"Бипер" : удовольствие дорогое, имеет смысл только в случае когда аналогичный девайс как минимум у двух человек. На Украине - не встречал Лавинный щуп : даже если стандартный разборный то кататься с ним все равно неудобно. Это металлический прут диаметром около сантиметра и длиной в собраном виде 4.5 м Лопату: можно и возить, но самому откопаться абсолютно нереально. Разве что откопать другого, если знать где копать. А это обычно и есть самая большая проблема. Лучшее из доступного, что можно посоветовать для облегчнения поиска попавшего в лавину - лавинный шнур. Привязать одним концом к себе метров 10 тонкого цветного шнура и засунуть его в карман. В "стремных" местах ( а их обычно успеваешь почувствовать) шнур из кармана выбросить. Место такое проезжать по одному, а остальным - внимательно смотреть по сторонам .Есть шанс , что по шнуру спасатели до тебя доберутся быстрее, "если что".
По цирку от Ж.Магуры до Великого Верха: Если состояние снега лавиноопасное, то выше кромки леса безопасным остаются ВСЕГО ЛИШЬ: - гребень на Гембу как продолжение пилипецкого подъемника - его ответвление к подъемнику "Магура" (но никак не между ними, там лавина сходит почти каждый год) - гребень на хребет, начинающийся чуть правее (глядя снизу) от " хижины дяди Чуба" - домика к котрому можно спуститья вправо с верха пилипецкого подъемника. Включая правый отрог этого гребня. - гребень на Великий Верх от подобовского подъемника И ВСЕ!
На остальных склонах лавины не только вероятны но и регулярно случаются . Что будет, если пилипецкий подъемник дотянут до вершины Гембы - ... Лучше бы не надо. Есть пример Чегета. И еще один практический совет. Нет, не про "плавательные движения" это вам на любой лекции расскажут . Если снег под ногами вдруг поехал, даже чуть-чуть С ПЕРВОЙ ЖЕ СЕКУНДЫ (пока снега мало и скорость небольшая) отнеситесь к этому максимально серьезно - уезжайте в сторону, выбирайтесь к берегу если уже без лыж, но не весело барахтайтесь получая удовольствие. К сожалению, карпатские лавины, при меньшей мощности, отличаются в худшую сторону от кавказских и других "большегорных" тем, что в Карпатах лавина, как правило, в нижней своей части не растекается более-менее широким "языком" а спрессовывается в узкий каньон - кулуар. Это затрудняет поиски и уменьшает шансы. У нас Rusanchik-ом знакомые одни и те же. Так вот человек, погибший в лавине на Великом Верхе 10 лет назад был мастером спорта по альпинизму и все что я говорю - хорошо знал. А другой мой товарищ, кмс по альпинизму, из этой же лавины чудом сумел выбраться, но вот найти и откопать первого на глубине более 4 м не сумел. Все советы ничто, по ставнению с собственным опытом, но он к сожалению, иногда дороговат. Поэтому, абсолютно согласен со StasV: мозги - главный инструмент лавинобезопасности
|
|
<StasV>
Без регистрации
|
Если есть желание - то бипер могу дать посмотреть , а если много катаешся вне трасс- то лучше его всё таки купить , я с братом вместе почти всегда катаюсь и у нас у обоих есть и биперы и лопаты , а жизнь стоит намного дороже тех 300 баксов за бипер ... Кстати , в России можно купить б.у. аналоговый бипер баксов за 50 , но он требует частых тренировок по поиску "засыпаного" лавиной тела , в то время как с цифровым достаточно поиграться всего пару раз в сезон.... Ну а по поводу лавинной ленты - так её надо вынимать из кармана не во время попадания в лавину , а перед выходом на лавиноопасный склон , т.к. знаю по себе , что когда склон под Тобой уже поехал - то единственное что можно успеть сделать - это сходить под себя , а не залезть в карман и выкинуть ту самую ленту
|
|
YP
Завсегдатай
(#2532)
Kiev
Рейтинг: 265
Оценить сообщение!
|
Цитата: Оригинал отправлен StasV:
Если есть желание - то бипер могу дать посмотреть , а если много катаешся вне трасс- то лучше его всё таки купить , я с братом вместе почти всегда катаюсь и у нас у обоих есть и биперы и лопаты , а жизнь стоит намного дороже тех 300 баксов за бипер ... Кстати , в России можно купить б.у. аналоговый бипер баксов за 50 , но он требует частых тренировок по поиску "засыпаного" лавиной тела , в то время как с цифровым достаточно поиграться всего пару раз в сезон....Ну а по поводу лавинной ленты - так её надо вынимать из кармана не во время попадания в лавину , а перед выходом на лавиноопасный склон , т.к. знаю по себе , что когда склон под Тобой уже поехал - то единственное что можно успеть сделать - это сходить под себя , а не залезть в карман и выкинуть ту самую ленту
Спасибо С бипером, как с цифровым, так и аналоговым - знаком Да же в соревнованиях по "поиску" с его помощью участвовал. Но катался с ним не на Украине, а в Альпах, где он есть практически у каждого внетрассового катальщика. Хорошо вам с братом. Безусловно бипер - лучшее решение. А если я один его себе куплю, с кем кататься - с вами? Приглашайте А на чем вне трасс катаетесь? Я - на ски-туре.
Про то, когда вынимать лавинный шнур я вроде и говорил, что до того, как склон "поехал". Просто иногда (и даже часто) оценить лавиноопасность можно не тогда, когда на склон смотришь, а тогда, когда ты по нему уже едешь, а он под тобой- еще нет Что же касается самого факта использования шнура, то (по личному опыту искавшего) знаю как он иногда помогает. Хоть это, конечно, средство "для бедных"
|
|
<StasV>
Без регистрации
|
В Карпатах катаюсь в основном на выходных в Пилипце-Подобовце ... А в остальное время в Приэльбрусье ... Катаюсь я на Готаме , а брат уже на АКМ ... увидиш - присоединяйся )
|
|
Osja
Завсегдатай
(#464)
Зима
Отчеты
Рейтинг: 4285
Оценить сообщение!
|
Вот еще одно письмецо пришло в почту (я уже начал работать в режиме транслятора с русского на скиерский ), опять же привожу без купюр: Здравствуйте, коллеги! Я не собирался спорить в форуме, тем более, что как правило,каждый остается при своем мнении. Но данная тема не оставила меня равнодушным. Просто давайте не забывать, что многие "простые" термины известные "Третьеразряднику"-альпинисту, как правило ничего не говорят далеким от альпинизма или горного туризма лыжникам и сноубордистам.Вопрс про кулуары и гребешки это иллюстрирует. И это нормально. Но мода на фрирайд и кажущаяся простота данного действа будоражит умы и заставляет очень многих искать новые трассы "вне-трас" (простите за каламбур). Но вы,YP, прекрасно знаете, что эта простота кажущаяся. Достаточно испортится погоде, что в горах(а Карпаты-горы)может произойти быстро-и развлечение может превратится в борьбу за выживание,к сожалению без всяких кавычек. И участившиеся случаи сходить с Гембы "не-туда"стали не эксклюзивным событием. А прочитав переписку YP и StasV (видно, что они не новички в горах)и понимая, что многие читатели форума могут в скором времени пойти погулять на Боржаву, вооруженные знаниями, взятыми из форума, я решился высказать свое мнение. Кстати, Эльбрус тоже многим кажется простой горой. Какаято-там 2А. А во время Эльбрусиад колоннами на гору ходили и ходят наверное. Красивая гора. Но за ее простотой - десятки трагедий. Но Эльбрус ни в чем не виноват.Так же как и лавины не виновны в гибели людей. К сожалению лыжный форум не первопроходец в спорах, о чем надо писать в форумах,а о чем нет. Форумы парапланеристов уже давно ломают копья, обсуждая можно или нет научить летать на параплане за один день или научится самому по книгам, и можно-ли в форумах рассказывать как выполнять аккробатические трюки на параплане. О подобных вещах спорят и дайверы. Но прогресс не остановить. Появляется новое снаряжение и оборудование которое позволяет "дальше,выше,глубже и т.д" а главное быстрее. БЫСТРЕЕ, еще быстрее.Зачем запоминать очертания гребня и ориентиры, когда есть GPS. Но это, как оказывается не панацея. Опять же могут и батарейки подвести. И коль скоро у вас коллеги есть и опыт и знания, мне кажется, будет более корректно на вопросы о потенциальных опасностях отвечать не в форуме, а проводя мастер-классы или подобные мероприятия. Тем более что опасности надо не только знать но и уметь их преодолевать. Опять же умение оказать первую помощь. Честно говоря с удовольствием послушал бы. Если есть тематическое видео - вообще супер. С уважением, Багмет Виктор.
|
|
Didyk Y
Завсегдатай
(#1814)
Г. киев
Рейтинг: 286
Оценить сообщение!
|
2 Osja: Если на Гембе есть "дальняя Швейцария", то должна быть и "ближняя". К чему относятся эти названия? Хотелось бы узнать, чтобы понимать о чем речь Заранее благодарен
|
|
|